Одним из героев уходящей недели стал бывший военный лидер боснийских сербов Ратко Младич. Гаагская фемида пытается наказать его за все зверства в ходе войны в Боснии. Но для многих он остается героем, не давшим уничтожить свой народ бин Ладену. Он также мешал планам США и ЕС по разделению сербов. В итоге Младич стал врагом и бин Ладену, и Западу.
Поводом для объявления голодовки стал допрос некоего свидетеля трибунала. Подробности не ясны, но вроде бы речь идет о преступлениях в боснийском городе Рогатица. Данный свидетель якобы пережил насилие, но Младич слушал его рассказ и откровенно смеялся, после чего его вывели из зала. И подсудимый решил посадить себя на одну воду.
Читайте также: За что судят "стрелочника" Младича?
Напомним, что Младича обвиняют в нарушении законов войны во время боснийской бойни 1992-1995 годов. Ему инкриминируют преступления во время осады Сараево, а также геноцид мусульман в городе Сребреница. Генерал свой вины не признает, и в этом с ним солидарен президент Сербии Томислав Николич. «В Сребренице не было геноцида. Речь идет об одиночных случаях военных преступлений», - заявил политик. И тут же добавил, что не считает Младича военным преступником.
Кто же такой Ратко Младич, который более 15-ти лет был одним из самых разыскиваемых людей на Земле, и суд над которым привлекает огромное внимание? Он - одно из главных действующих лиц войны на территории бывшей Югославии. Возможно, в его биографии и скрываются разгадки его поведения во время событий в Боснии и Герцеговине 20-летней давности.
Младич родился 12 марта 1943 года в деревне Божиновичи на территории Боснии и Герцеговины. В то время она входила в состав союзного нацистской Германии Независимого государства Хорватия. Среди пособников оккупантов были усташи-хорваты и боснийские мусульмане, истреблявшие местных сербов пуще всяких немцев. Кроме того, отец Младича погиб в бою с усташами и их мусульманскими подельниками. Так что у него были все основания иметь зуб на мусульман и хорватов.
До лета 1991 года, когда в Югославии вспыхнула крупномасштабная война, Младич делал обычную военную карьеру в сухопутных войсках Югославской народной армии (ЮНА). Летом того года его перебросили в Хорватию, где хорваты и сербы вовсю убивали друг друга. Младич отличился в боях со стремившимися к независимости хорватами, с которыми у него были свои счеты. Уже весной 1992 года ему присвоили в Белграде звание генерал-лейтенанта и отправили в родную для него Боснию.
К тому моменту на боснийскую землю тоже пришла война. ЮНА уже перестала представлять собой боеспособную единицу. Пользуясь этим, отряды местных мусульман одно за другим захватывали сербские села и безжалостно вырезали их обитателей. В их рядах было немало наемников из исламских стран, которые попали в Боснию при участии... Усамы бин Ладена. И сам он не просто был на Балканах. Покойный лидер боснийских мусульман Алия Изетбегович сделал его в 1993 году гражданином Боснии и Герцеговины.
Целью бин Ладена и Изетбеговича было построение в Боснии исламского государства, где православным сербам (да и католикам-хорватам) места не было. Памятуя о том, что творили отряды мусульман в годы Второй мировой войны, и видя зверства исламских наемников в сербских деревнях (на которые США и ЕС смотрели сквозь пальцы), Младич оставил ЮНА. В середине 1992 года он принял командование разрозненными отрядами боснийских сербов и стал командующим армией самопровозглашенной Республики Сербской в Боснии.
С конца 1992 года военная инициатива перешла в руки сербов. Они вытеснили мусульман с большей части занятой ими территории. Постепенно под контроль Младича перешло 70 процентов территории Боснии. Разумеется, дело едва ли обошлось без насилия над мусульманами, часть из которых до того зверствовала в сербских селах, а часть была не при чем. Но война есть война - на ней никто не церемонится...
Только Запад считал иначе. С его точки зрения, сербы должны были отличаться большим гуманизмом, чем все остальные. С его подачи в 1993 году «голубые каски» ООН взяли под свою защиту очищенные до того от сербов мусульманские города Сребреница и Жепа. В Боснии, где мусульмане, сербы и хорваты жили чересполосно, никогда не было этнически чистых городов. Сребреница и Жепа в течение 1992 года стали чисто мусульманскими. Но США и ЕС не задавались вопросом, что подобное стало следствием чистки сербов.
Младич окружил Сребреницу и Жепу, но брать их долго не решался - все-таки там стояли войска ООН. Этим пользовались засевшие в городах мусульманские отряды, совершавшие вылазки на сербские позиции. Младич не раз обращал внимание мирового сообщества на такое положение, но его никто и слышать не хотел. Наконец, в июле 1995 года он принял решение покончить с анклавами.
Младич отдал приказ начать наступление на Сребреницу и Жепу. К 11 июля 1995 года оба города были взяты. Позднее расследование показало, что жертвами сербских отрядов стали около 8 тысяч человек, а еще 30 тысяч мусульман стали беженцами. Правда, среди убитых преобладали мужчины, многие из которых были вооружены. Те события послужили основанием для обвинения Младича в геноциде и объявления его под давлением Запада в международный розыск.
К концу 1995 года война в Боснии была остановлена. Младича вместе с политическом лидером боснийских сербов Радованом Караджичем мечтали увидеть на скамье подсудимых в Гааге, но они скрывались. Их искали свыше 10 лет - разве что бин Ладена пытались найти столь же долго. В 2008 году в Сербии удалось задержать Караджича. Спустя пару лет в Белграде нашли дневники Младича, за сведения о котором объявили награду в 1 миллион евро.
В мае 2011 года в местечке Лазарево был задержан человек с паспортом на имя Милорада Комадича. Позже оказалось, что это был сама Младич, который за годы скитаний успел для многих сербов превратиться в героя. Бывший президент Борис Тадич, который очень хотел войти в ЕС, не скрывал радости. "Я очень горд этой операцией... Теперь... для нас, мне кажется, открыты все двери на пути к вступлению в Евросоюз", - заявил он тогда.
Читайте также: Сербия повернулась лицом к России и Косову
С тех пор Младича держат в Гааге, весной 2012 года начался суд над ним. Однако процесс больше напоминает судилище. Генерала и других сербов пытаются сделать ответственными за резню, в которой отличились и мусульмане, и хорваты. Да и руководители стран ЕС и США сделали многое для того, чтобы война в Боснии была кровавой. Только вот ни один из руководителей боснийских мусульман на скамье подсудимых не задержался. Да и к хорватами такого внимания, как к сербам, нет.
Младич наверняка не был ангелом. Но он сражался за свой народ, которого в исламском государстве бин Ладена - Изетбеговича ждала бы незавидная участь. И он думал о том, что боснийские сербы должны жить в составе своего национального государства - Сербии. Так что неудивительно, что для многих сербов (даже прозападно настроенных) он остается национальным героем. Только вот у Запада на сей счет были иные планы. Так что и для него, как и для бин Ладена, Младич стал злейшим врагом. С которым сводят счеты в Гаагском трибунале.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"