Шотландия поборется за свободу на референдуме

Министр правительства Великобритании Дэвид Манделл, ответственный за дела Шотландии, объявил, что осенью 2014 года состоится референдум, в ходе которого выяснится, хотят ли жители автономии независимости от Великобритании или же предпочитают, чтобы Шотландия по-прежнему входила в состав Соединенного Королевства. На одну чашу весов ляжет гэльское свободолюбие, а на другую — сомнения в способностях нового государства выжить в кризисное время.

Вопрос об отделении Шотландии от Великобритании возник не сегодня, и даже не вчера. В составе Великобритании Шотландия находится с 1707 года, с 1997 года у Шотландии — ограниченная автономия в составе Великобритании, а еще через два года Шотландия получила собственную исполнительную власть, а также парламент. Автономия Шотландии распространяется сферы образования, транспорта, здравоохранения, культуры и охраны окружающей среды. В ведении Британии остались финансовое планирование, социальная и, разумеется, внешняя политика.

Читайте также: Кто нынче считается с монархами Европы

Отголоски шотландского сепаратизма можно встретить в классической шотландской литературе. Так, был известен своими прошотландскими взглядами писатель и поэт Хью Мак Диармид. в 1928 году он стоял у истоков образования национальной партии Шотландии. Джордж Оруэлл же называл Диармида типичным представителем "кельтского национализма".

В всплеск шотландского сепаратизма произошел в 1970-е годы — в это время в Северной Ирландии участились стычки бойцов ИРА с английской армией. Националисты Шотландии также потребовали от официального Лондона независимости, но тогда эти усилия националистов не увенчались успехом.

Еще одним поводом вновь поднять вопрос о шотландской независимости стала победа в мае 2011 года партии шотландских националистов в выборах в парламент Шотландии — партия получила 69 из 129 возможных мест. Лидер партии ШНП Александер Сэлмонд высказался за референдум об отделении Шотландии от Соединенного Королевства. Партия шотландских националистов на правах парламентского большинства может позволить себе подобные начинания — тем более что ШНП упорно шла к этому более 10 лет.

Сказано — сделано, хотя и не сразу. В конце мая 2012 года правительство Шотландии инициировало проведение кампании под названием "Да Шотландии!". Ее цель — убедить жителей автономии в том, что отдельно от Великобритании им будет жить комфортнее и лучше. Кампания рассчитана на два года. За это время ее организаторам требуется собрать миллион подписей под Декларацией за независимость от Великобритании — в этом случае самостоятельность пятимиллионной Шотландии станет свершившимся фактом.

Александер Сэлмонд настаивает на том, что если Шотландия способна сама разобраться с здравоохранением, культурой, образованием и другими сферами в управления автономии, то местный парламент сможет управиться и с экономическими вопросами. Заместитель первого министра автономии, а также лидера ШНП Никола Стерджен говорит, что нефтяные месторождения шельфа Северного моря, а также экспорт шотландского виски обеспечат экономическую самостоятельность Шотландии. Стерджен утверждает, что шотландцы имеют право так же, как и граждане других стран, определять экономическую политику своего государства. Причем, по ее утверждению, это будет не полная самостоятельность — ведь главой Шотландии по-прежнему будет являться британский монарх. Кроме того, в случае возникновения необходимости ряд вопросов можно будет решать совместно с Британией.

Александер Сэлмонд, намекая на плюсы возможной независимости Шотландии, указал на то, что в случае ее предоставления Шотландия не будет участвовать в каких-либо военных операциях за пределами страны, а также не допустит размещения ядерного оружия на своей территории.

Согласно данным информационного агентства Reuters, независимость Шотландии поддерживают около 40 процентов ее жителей, половина шотландцев выступают против отделения от Соединенного Королевства, а 10 процентов пока что не определились в своих предпочтениях.

Сэлмонд предположил, что Шотландия после отделения может войти в ЕС и в еврозону. Однако официальный Лондон не согласился с этим — так, глава МИДа Великобритании Уильям Хейг пригрозил, что экспорт виски, национального продукта Шотландии, в случае отделения автономии от Соединенного Королевства будет существенно снижен, что может больно ударить по экономике независимой Шотландии.

Против отделения Шотландии от Соединенного Королевства высказывался также премьер министр страны Дэвид Кэмерон — он считает, что подобный референдум по столь серьезному вопросу должен быть организован Лондоном, а не Эдинбургом. В этом Кэмерона поддержали лейбористы.

Тем не менее, несмотря на возражения оппонентов, референдум состоится. Осенью 2014 года граждане Шотландии решат, быть или не быть независимости. Однако все ли будущие респонденты осознают возможные последствия отделения Шотландии от Великобритании внутри страны и в общемировом масштабе?

Один из главных вопросов касательно предполагаемого обретения Шотландией независимости состоит в том, будет ли ей это выгодно экономически. Глава движения "Вместе лучше" Алистер Дарлинг говорит о том, что Шотландии, безусловно, выгоднее оставаться одним государством с Великобританией. Причин тому масса. Даже учитывая запасы нефти на территории Шотландии, независимость автономии не будет автоматически означать поступление всей выручки от ее продажи в казну нового независимого государства. Во-первых, потому, что запасы нефти конечны, а во-вторых потому, что в добыче и переработке нефти на морском шельфе близ Шотландии, участвуют множество компаний из Великобритании и других стран мира. Как делить нефтяные доходы в случае отделения Шотландии от Великобритании, еще не ясно.

Конечно, можно развивать по примеру других европейских стран альтернативные источники энергии. И Шотландия это делает — но за счет финансирования, поступающего из казны Соединенного Королевства. В случае же обретения Шотландией независимости средств на возобновляемые источники энергии будет поступать вполовину меньше.

Дарлинг также указывает на то, что в непростых экономических реалиях сегодняшнего дня, в условиях глобального экономического кризиса Шотландии выгодно оставаться в составе Великобритании — вместе легче выживать экономически. Шотландию с другими частями государства связывают экономические ниточки, обрыв которых негативно отразится не только на ней самой, но и на всем Королевстве. В случае наступления неблагоприятной ситуации Уэльсу, Англии и Северной Ирландии придется кредитовать и субсидировать шотландскую экономику. Кому от этого будет лучше?

Важной частью жизни жителей Шотландии, как и любой другой части мира, является национальный менталитет. По мнению Алистера Дарлинга, жители Шотландии гордятся не только тем, что они шотландцы, но и тем, что они являются британцами — одно от другого практически неотделимо. И не нужно искусственно ломать ментальные устои народа — это может быть чревато многими негативными последствиями в будущем.

Что до последствий в мировом масштабе, то официальный Лондон опасается, что отделение Шотландии от страны подорвет международный престиж Великобритании. Соединенное Королевство, разрешив такое, подаст негативный пример другим государствам Европы и мира, способствуя нарастанию политической и социальной нестабильности. А это сегодня особенно некстати.

Читайте также: Квебек: сепаратистам не помогут и выстрелы

За попыткой отделения Шотландии будут внимательно следить с континента — особенно из Испании, Греции, Италии, Румынии. И с других территорий Европы и мира, жители которых желают любыми средствами отстоять свое право на самоопределение, дестабилизируя политическую обстановку в своих странах, подмечает шотландская газета Herald.

О том, выскажутся ли шотландцы за независимость своей автономии от Великобритании, или предпочтут остаться в составе Соединенного Королевства, взвесив все плюсы и минусы реализации права на самоопределение, мы узнаем через два года. Ждать осталось недолго.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"