Даже спустя 22 года после объединения Германии между восточной и западной частями единой страны по-прежнему существуют значительные различия. "Осси" (как здесь называют население бывшей ГДР) и "весси" (жители западной части) во многом воспринимают друга друга как чужаков и слагают друг про друга небылицы. Правда, есть тема, которая их объединяет.
К годовщине германского единства, отмечаемого 3 октября, немецкий таблоид Bild привел результаты опроса. Поразительно, но выросшие в Восточной Германии чаще всего более открыты для Запада, нежели западные немцы для Востока, начинают свою статью журналисты из "Бильда". В опросе, который проводился с 28 сентября по 1 октября 2012 года, принимали участие 1005 граждан Восточной и Западной Германии.
Каждый пятый житель Западной Германии (21 процент) никогда не был на территории Восточной Германии. Из жителей Восточной Германии никогда не были на Западе всего 9 процентов. 67 процентов западных немцев могли бы сочетаться браком с выходцами из бывшей ГДР. Против — 17 процентов. Среди опрошенных восточных немцев 78 процентов могли заключить подобные браки, 11 процентов ответили отказом. Три четверти всех немцев (74 процента) видят причину в "различии менталитета" между населением старых и новых (т.е. бывшей ГДР) федеральных земель, выделяя при этом определенные качества, присущие "осси" и "весси".
36 процентов всех опрошенных типично западногерманским качеством считают "ориентированность на деньги", в качестве типичного свойства натуры восточных немцев — 17 процентов. "Бесцеремонность", судя по опросу, более свойственна западным немцам, по крайней мере так полагают 23 процента респондентов и только 17 процентов назвали такое поведение типичным для жителей восточных областей.
Читайте также: Германия: гей-ценности сменяют христианские
Зато вечно брюзжащими и "недовольными" чаще всего (37 процентов всех опрошенных) называют восточных немцев. И только 17 процентов уверены, что эта черта характера присуща их западным соседям. Чего уж тут говорить! "Зависимость от начальства", как считают 29 процентов опрошенных, свойственно скорее жителям бывшей ГДР, нежели немцам западных земель (12 процентов). И далее, в полном соответствии с клише: "зависть" — это непременное качество "осси". В этом уверены 30 процентов опрошенных, и только 13 процентов думают, что им обладают и западные немцы.
Что касается проблем современной политики, то в данном вопросе между восточными и западными немцами, похоже, практически нет разногласий. 64 процента респондентов, как на Востоке, так и на Западе, безразлично относятся к федеральному президенту Иоахиму Гауку (Joachim Gauck) и канцлеру Ангеле Меркель (Angela Merkel). Напомним, что оба, достигших высших государственных постов политиков, являются выходцами из Восточной Германии. Почти треть опрошенных "осси" (36 процентов) и почти столько же "весси" (37 процент) полагают, что служба безопасности экс-ГДР "Штази" (Stasi) "все еще продолжает оказывать влияние на общество". Противоположной точки зрения придерживается тоже почти равное количество опрошенных восточных и западных немцев. Точные данные на этот счет "Бильд" по какой-то причине не привел.
В первом же комментарии один из блоггеров риторически вопрошает: "Как насчет разницы в менталитете между жителями Шлезвиг-Гольштейна и Баварией?" Ирония вполне уместная, поскольку между лежащей на юге Баварией и северными землями Шлезвиг-Гольштейна тоже есть разница. У баварцев даже свой особый диалект немецкого языка — Bairisch, который наиболее далек от литературного немецкого языка (так называемый Standarddeutsch или Hochdeutsch). Есть и другие отличия в образе жизни, нелюбовь к "военизированным" пруссакам (Пруссия исконно поставляла мужчин в офицерский корпус Германии) и т. д. Представляется однако, что разница по принципу "север-юг" — в силу исторических причин — менее разительная, нежели между западом и востоком страны. Это в соседней Италии разительный контраст между промышленным Севером и аграрным Югом, а в Германии разделение произошло по другому географическому параметру.
Читайте также: Россия и Германия: 1000-летний роман
"Подобной ерунды никогда не слышала, — возмущается анонимная блоггерша. — Каждый "весси" хочет знать все о восточных немцах, однако не имеет о них ни малейшего понятия". Еще один посетитель под ником Siegfried Bauer комментирует: "Большой международный путеводитель настойчиво предостерегает от посещения ГДР. Этим уже все, собственно говоря, и сказано".
Автор этих строк не может не удержаться, чтобы не высказать собственное мнение. Тем более, что он был очевидцем событий предшествующих как объединению ГДР и ФРГ, так и сразу после.
Мимо советского гарнизона проходили многолюдные демонстрации и, идущие со свечами в руках люди, скандировали: "Горби! Горби!" Любовь к советскому лидеру, чуть позже за здорово живешь "подарившего" своих проверенных союзников своим новым западным друзьям, сменилась вскоре другим настроением. Осенью 1989 года в Дрездене, Берлине и Лейпциге впервые раздался, навеянный советской "перестройкой" лозунг Wir sind ein Volk ("Мы — народ"), из которого быстро родился Wir sind das Volk ("Мы — один народ"). Обе части Германии устремились к объединению. У каждой стороны находились свои резоны."Ориентированность на деньги", упомянутая в последнем опросе, действительно оказалась действенным стимулом для "весси". На территории бывшей ГДР они быстренько сварганили "Управление по опеке" — Treuhand, моментально превратившееся в крупнейшего в мире предпринимателя, контролирующего более девяти тысяч бывших государственных предприятий, примерно два миллиона гектаров земельных и двух миллионов гектаров лесных угодий.
Национальное или, как тогда говорили "народное", достояние на глазах уходило по бросовым рыночным ценам, превращая "осси" в немцев второго сорта. Восточные немцы не меньше алчных своих собратьев стремились к воссоединению двух половинок Германии. Автор этих строк, проживая в Германской Демократической Республике, с интересом расспрашивал побывавших в Западной Германии восточных немцев: "Скажите одним словом, что вас больше всего поразило за границей?"
Читайте также: Германия прогибается под собственным весом
Едва открылись кордоны, туда повалили все кто мог. Опрос проводился среди людей разных возрастов, пола, социальных групп и положения. На удивление ответ звучал одинаково: Sauberkeit — чистота.Советских военнослужащих приятно радовала чистота городов в ГДР, но если сами восточные немцы восхищаются чистотой своих соседей, значит, там что-то необычное! Посмотрели своими глазами и точно. В расположенном неподалеку от нашей воинской части городке, но находящемся уже в ФРГ, — чистота была такая, что можно было выйти из машины в домашних тапочках и пройти в супермаркет в любую погоду. Это не считая самого супермаркета. В ГДР даже близко подобного не было! Чистота воды в бассейнах под открытым небом между двумя городами, разделенных прежде границей, также была разительной. Однако наряду с естественным восторгом присутствовало некое помутнение здравого смысла и рассудка.
Обыватели из числа восточных немцев свято уверовали, что ТАМ все лучше. Доходило порой до маразма. Яйца, которые куры-несушки благополучно откладывали на территории ГДР, не расходились в магазинах до тех пор, пока на них не появлялось клеймо Made in Germany. Руководителям восточно-германских сельхозкооперативов приходилось договариваться с западными фермерами, чтобы те ставили на их продукцию штампик, мол, отложила курочка-ряба из ФРГ. Тогда покупатели в ГДР в миг раскупали все те же яйца. Благо возить приходилось недалеко, но от перевозки они, прямо скажем, не становились свежее, зато в несколько раз дороже. Чары спали довольно быстро. Сначала капитализм "навел порядок". Исчезли бесплатные детские сады, пошла череда увольнений, безработица…
Через пять-десять лет заработал еще один психологический закон. Назовем его — "ностальгия по прошлому". Восточным немцам, особенно тем, кому было за сорок, непременно хотелось купить то, к чему они привыкли в своей стране. Например, были в ГДР сигареты F6, продававшиеся в грязно-желтой пачке, словно картон для нее изготовляли из макулатуры. В объединенной Германии вновь появились эти сигареты с тем же старым, хорошо известным логотипом. Только вот бумага стала намного мягче, светлее да и сами сигареты дороже. А так, сидишь в гаштете, играешь в скат, пьешь пиво и куришь, как при Хонеккере. При диктатуре "первого рабоче-крестьянского государства на немецкой земле" (официальное название) граждане ГДР шутили: "Что говорит Солнце вечером, когда заходит? Слава Богу, я снова на Западе".
Они издевались над родным автопромом, называя легковой автомобиль Trabant — "мыльницей". Анекдотов про руководство своей страны они рассказывали не меньше, чем советские граждане. Даже был аналог нашей "Березки", под названием Intershop, где разные товары приобретались за валюту или чеки. Именно там Vopo — народный полицейский — попросил политического убежища в одном из анекдотов той поры. Теперь глаза от изобилия товаров перестали разбегаться, а столкнувшись с реальной действительностью восточные немцы невесело острят: "Прогуливаясь по пляжу, "осси" видит двух тонущих: одного "цветного" и одного "белого". Кого спасет "осси"? Безусловно, "цветного". "Белый" может оказаться "весси".
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"