Лидер крупнейшего профсоюза Португалии UGT Жоау Проенса предупредил, что страна может войти в стадию политической и социальной конфронтации, если рецессия экономики продолжится. Португальское профсоюзное движение — одно из самых организованных и сильных в Европе. До сих пор правительству удавалось с ним договариваться, но метания премьера Пассуша Коэлью, не способного выработать верную стратегическую линию выхода из кризиса, накалили ситуацию.
За три недели Португалия в глазах западных наблюдателей прошла путь от "хорошего ученика" до "плохого примера". Оставаясь в тени Греции и Испании — главной головной боли Брюсселя, Португалия на протяжении долгого времени была у "тройки" на хорошем счету. Евросоюз, Европейский центральный банк и Международный валютный фонд (МВФ) хвалили правительство социал-демократа (PSD) Педру Пассуша Коэлью за неукоснительное соблюдение рекомендаций по сокращению дефицита бюджета и использованию выделенной помощи в 78 миллиардов евро.
Однако в одночасье Португалия превратилась в страну, следующую по дурной дороге "плохишей" — Греции и Ирландии. Об этом написали две крупнейшие западные деловые газеты: британская The Economist и американская Financial Times. Суть критики в том, что в стране усиливается поляризация общества, разорение банковского сектора (как в Ирландии) и тенденция к невыполнению обещаний, данных "тройке" (как в Греции). Испания не упоминается, поскольку пока помощь у ЕС не просила. Пассуш Коэлью получил от англосаксов двойку и, судя по всему, его перевод в следующий класс отменяется.
Читайте также: Греция: по ком не звонит колокол
Чем же он так отличился? 15 сентября чтобы пополнить бюджет и оживить бизнес, он объявил о намерении уменьшить единый социальный налог на заработную плату (Taxa Social Única, TSU) для юридических лиц (с 25 до 18 процентов) и переложить это бремя на зарплату физических лиц (с 11 до 18 процентов). Португальцы взорвались волной возмущения, крупнейшие профсоюзы вывели на улицы в Лиссабоне и крупных городах сотни тысяч людей. Критика звучала со всех сторон, даже в парламентской фракции PSD и в рядах союзника по коалиции консервативной "Народной партии" (CDS-PP). Ее лидер Паулу Порташ выступил против "социального эксперимента" премьера. Нависла угроза правительственного кризиса.
Что делает премьер дальше? Надо же искать деньги для формирования бюджета 2013 года. Он не решается последовать примеру Франсуа Олланда, обложившего прогрессивным налогом богатых. Он отступает с левого фланга и заходит с правого все туда же — в карман среднего класса. 24 сентября он отменяет предыдущее решение и объявляет о повышении подоходного налога на физических лиц (IRS) и, возможно, налога на собственность и капитал. Такие шараханья говорят о его профессиональной непригодности и о том, что бизнес Португалии в рецессии, и взять с него нечего. Действительно доход бюджета на 70 процентов формируют четыре предприятия, одно из них — пищевой промышленности — Pingo Doce две трети выручки получает в Польше и, кстати, не платит TSU.
Имиджу правительства, который базировался на том, что путь Португалии отличен от греческого, нанесен значительный ущерб. Но что будет, если на улицах Лиссабона вспыхнут беспорядки и наступит политический кризис? Представитель очень влиятельной Коммунистической партии Вашку Кардозу заявил, что правительство считает португальский народ тупым, но народ прекрасно понимает, что за этими идеями "под соусом возврата отмененных бонусов" (двух дополнительных зарплат) скрывается "цинизм и лицемерие", цитирует Кардозу агентство Lusa. Он заявил, что партия не исключает подачи иска в Конституционный суд Португалии против Меморандума о внешней помощи ЕС, который ведет к "порабощению" страны.
Да, Португалия переживает самую глубокую рецессию в после Революции гвоздик 1975 года. Только за последний год ВВП упал на 4,8 процента, безработица достигла рекордной отметки в 16 процентов, упало потребление, инвестиции, зарплаты, все экономические показатели. Страна не может сократить дефицит и решить структурные проблемы.
Но может быть, надо перестать пенять на Меморандум — тем более, что подавляющее число португальцев хочет остаться в еврозоне, и увидеть "бревно в своем глазу"? Это бревно называется недееспособная налоговая служба (Fisco). Интересный факт: в 2011 году Fisco зарегистрировала "исчезновение" из деклараций граждан о доходах 135 тысяч иждивенцев и снижение расходов на лекарства. Оказывается, дети, как потраченные на лекарства деньги, были лишь на бумаге. Согласно статистическим данным Таможенной и налоговой службы (Autoridade Tributária e Aduaneira), 57,4 процента португальцев вообще не платят подоходный налог.
Читайте также: Самоопределение Каталонии приближается?
Не лучше дело обстоит и в бизнесе: от налогов убегают, кто как умеет. Кассовых аппаратов нет, предприятия стремятся указать тот оборот, при котором НДС не начисляется. Процветает, как его называют в Португалии, "параллельный" (или теневой) рынок, когда налоги вообще не платятся. Его удельный вес увеличился с 24,8 до 25,4 процента ВВП в период между 2010 и 2011 годами — до 43,4 миллиарда евро, согласно оценкам Центра по мониторингу экономики и мошеннических схем (Observatório de Economia e Gestão de Fraude) факультета экономики Университета Порту. Половины этой суммы хватило бы, чтобы сократить дефицит госбюджета с 4,2 до 2,2 процента, то есть выполнить план Брюсселя.
Так может, дело не жестоком Севере, который подмял под себя бедный Юг, а в том, что немцы платят налоги, а португальцы — нет?
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"