В столице Эфиопии Аддис-Абебе продолжились переговоры между Суданом и Южным Суданом, целью которых является заключение договора о границах между этими двумя государствами. Договор позволит странам окончательно уладить разногласия, связанные с транспортировкой нефти из Южного Судана через территорию Северного Судана. Совет безопасности ООН дал двум государствам срок до 22 сентября на заключение соглашения — если оно не будет достигнуто, на оба государства могут быть наложены различного рода экономические санкции.
В чем же суть конфликта между северной и южной частями Судана, что привело обе стороны в свое время к конфликту?
Суть конфликта
Судан — государство, расположенное в юго-восточной части Африки, со столицей Хартум. 9 июля 2011 года после референдума территория Судана была официально разделена на две части и Южный Судан стал отдельным государством. Этому предшествовали многочисленные конфликты между севером и югом некогда единой страны.
Единое государство Судан было образовано в 1956 году. В политике государства с тех пор закрепилась практика доминирования арабского севера страны над негритянским югом — север пытался так или иначе проводить арабизацию и исламизацию юга. Объединение страны не решило внутриполитических проблем, с 1955-го по 1972 год в Судане шла первая гражданская война между двумя частями государства. В 1969 году власть в Хартуме захватил Джафар Нимейри, который проводил политику активной исламизации — в законодательных нормах Судана появились нормы шариата. В ответ на это вооруженные действия продолжила Народная армия освобождения Судана.
Читайте также: Африка устала от дружелюбия Америки
В 2003–2004 годах продолжались переговоры между правительством страны и повстанцами. И в 2005 году после подписания Найвашского соглашения в Кении Южный Судан получил автономию. Это позволяло через шесть лет провести референдум о предоставлении Южному Судану независимости. Доходы от нефти, по соглашению, делились пропорционально между северной и южной частями страны. Однако после гибели лидера южной автономии Джона Гаранга в 2005 году обстановка в стране вновь накалилась. В Судан были введены миротворческие силы ООН.
В 2010 году власти США объявили о том, что будут приветствовать свободное волеизъявление граждан южной части Судана по вопросу о независимости, тем более что все необходимые министерства и структуры управления в Южном Судане уже были созданы. Южный Судан получил независимость 9 июля 2011 года после проведенного референдума.
Разделение Судана на два государства и образование Южного Судана не положили конец противоречиям между севером и югом, основа которых — контроль над приграничными нефтеносными районами, а также межэтнические противоречия между исламским арабским Северным Суданом и племенами Южного Судана, значительная часть населения которого исповедует христианство и анимизм.
Экономические противоречия между двумя странами после обретения Южным Суданом независимости остались по большей части неразрешенными. Так, власти Судана обвиняли юг в том, что Джуба (столица Южного Судана) забирает себе 90 процентов всей нефти, которая добывается в регионе. В ответ на это Судан просто стал забирать часть нефти Южного Судана, которая транспортируется через его территорию, что негативно сказывается на экономике юга. Соглашение 2005 года о разделе денег, выручаемых за нефть, на практике практически не соблюдается сторонами.
26 марта 2012 года начался открытый вооруженный конфликт. Южный Судан обвинил войска Северного в том, что военно-воздушные силы севера напали на южносуданский город Джау. 10 апреля военные части Южного Судана вошли в город Хеглиг, который является центром одного из крупных нефтяных месторождений Судана. В ответ на это в Северном Судане объявили всеобщую мобилизацию.
16 апреля 2012 года парламент Судана принял заявление, согласно которому, Южный Судан был объявлен вражеским государством. 22 апреля войска Южного Судана были выведены из Хеглига. Всего за время борьбы за регион Хеглиг, по утверждению командующего армией Южного Судана Камала Маруфа, погибло около 1,2 тысячи граждан Южного Судана.
С тех пор не было прямых переговоров между Суданом и Южным Суданом. Они начались лишь в конце мая 2012 года в столице Эфиопии Аддис-Абебе при посредничестве Африканского союза. Египетская печать сообщала, что, по словам министра обороны Судана Абдель Рахим Хусейна, Южный Судан выдвинул по отношению к своему северному соседу неприемлемые территориальные претензии, в частности, в плане нефтедобывающего района Хеглиг.
Читайте также: Африканский союз - в сильных женских руках
Конфликт двух Суданов связан также с территориальным расположением этих государств. Так, Южный Судан, в отличие от Северного, богат нефтью, однако не имеет выхода к морю. Северо-восточная часть Судана омывается Красным морем, и Южный Судан вынужден проводить транспортировку своей нефти через территорию Судана. Оба государства никак не придут к соглашению по поводу пошлин за транспортировку нефти через Судан. Так, Паган Амум, представитель Южного Судана, обвинил Судан в том, что тот завышает цены на транзит нефти через свою территорию, а власти Южного Судана предложили рассмотреть вопрос цен за транзит при помощи международного арбитража.
Сторонам, наконец, удалось прийти к соглашению. 4 сентября в Аддис-Абебе продолжились переговоры между представителями Судана и Южного Судана, в результате которых был достигнут компромисс в вопросе о транзите нефти, об этом сообщило агентство Associated Press. В заявлении правительства Южного Судана говорится о том, что стоимость транспортировки углеводородов Южного Судана через территорию Судана будет составлять 9,48 доллара за баррель. Южный Судан также обязуется выплатить Судану денежную компенсацию в сумме трех миллиардов долларов.
Соглашение между Суданом и Южным Суданом будет действительно в течение трех лет — за это время в Южном Судане планируют построить нефтепровод, который позволит транспортировать южносуданскую нефть по территории Кении.
Между двумя Суданами установлен окончательный мир?
9 июля 2012 года Южный Судан праздновал первую годовщину своей независимости, но несмотря на достижение соглашения с Суданом и прекращение войны, жизнь рядовых граждан Южного Судана сопряжена с большими экономическими трудностями. Рост инфляции в стране составляет 19 процентов. Цены на продовольствие за прошедший со дня объявления о независимости год выросли на 120 процентов. Около половины населения живет за чертой бедности, а большая часть людей, проживающих в сельской местности, не умеют читать и писать. Согласно данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, страна находится на грани голода. Печальное экономическое положение страны усугубляется также коррупцией. Может ли новая война между Южным Суданом и Суданом, если вновь обострятся территориальные и экономические противоречия между двумя государствами, улучшить экономическое положение как Северного, так и Южного Судана? Вряд ли.
Читайте также: Война Севера и Юга за нефть в Судане
Новая война может привести к лишним потерям и еще большему обнищанию населения обеих стран. Оба государства должны стремиться к добрососедскому сотрудничеству, на основе общей истории и культурных традиций. Международное сообщество, при посредничестве которого и состоялось заключение соглашений между Суданом и Южным Суданом, будет при необходимости и далее оказывать посреднические услуги в деле укрепления мира между этими странами. Однако приведут ли его усилия к установлению в регионе окончательного мира, покажет лишь время.