Отношения между США и Пакистаном, несмотря на постоянные попытки их реанимации, находятся на грани разрыва. Поэтому налаживание тесного сотрудничества с Пакистаном даст России реальный шанс закрепиться в Центральной и Южной Азии, получить выход к Индийскому океану и поставить контингент США в Афганистане в прямую зависимость от своей логистики.
Постоянные попытки США грубо вмешиваться во внутренние дела атомной державы вызывают в этой стране неприкрытое раздражение, причем на всех уровнях. Опрос общественного мнения Pew Research Center (США) в начале этого года показал, что 74 процента пакистанцев рассматривают США как "врага". Недавно страна обсуждала скандал, связанный с отставкой посла Пакистана в США. Хусаин Хаккани в тайном письме просил помощи в предотвращении военного переворота, который якобы готовится в Пакистане, и обещал взамен некие уступки.
Читайте также: НАТО просится в Пакистан
Но даже этот проамерикански настроенный чиновник заявил на прошлой неделе, что цели и приоритеты двух стран в ближайшее время не будут совпадать, и поэтому они должны отказаться от своих попыток наладить партнерство и уделить внимание собственным интересам.
"Если за 65 лет мы так и не смогли найти достаточных общих причин, чтобы жить вместе … Может быть лучше найти дружбу вне семейных уз", — сказал Хаккани агентству Reuters.
Наглые бомбежки пакистанской территории беспилотниками, несогласованная военная операция по уничтожению Осамы бин Ладена, обвинения в поставках материалов для ядерной программы Ирану привели к тому, что Пакистан готов искать сотрудничества с Россией. Специальный посланник президента России посетил Пакистан в мае 2012 года. Сам Владимир Путин принял приглашение Пакистана прибыть на двустороннюю встречу в Исламабаде, предшествующую IV четырехсторонней встрече по Афганистану, которая пройдет там же 26-27 сентября 2012 года с участием Афганистана, Таджикистана, Пакистана и России. Назревает новое стратегическое партнерство в регионе.
Пакистан был одной из трех стран, официально признавших власть движения "Талибан" в Афганистане, поэтому его привлечение США после 9/11 в союзники выглядит нелогичным. Действительно, связанные пуштунским поясом, две страны являются братскими, а тех 10 миллиардов долларов, которые были вложены Штатами за 10 лет в экономику Пакистана, недостаточно, чтобы "продаваться и разрушать себя", по образному выражению министра науки и технологии Азама Хан Свати.
Россия в случае реализации партнерства с Пакистаном могла бы взять под контроль логистику военных баз США в Афганистане. Уже сейчас она практически контролирует Северную распределительную сеть (Northern Distribution Network — NDN) в пограничных с Афганистаном Узбекистане и Таджикистане. Если сюда добавить южные маршруты из Карачи в Чаман и Торхам, то все поставки могут технически согласовываться российско-пакистанским альянсом.
Если реализовать такой сценарий, то Россия получит огромные рычаги воздействия на США. Одним махом она снимет удушающую ближневосточную петлю на горле, которую сегодня мешает затянуть только Иран, и получит выход к Индийскому океану через Аравийское море и порты Гвадар или Карачи, и далее в Ормузский пролив, обходя союз с Ираном, который по некоторым причинам сейчас не выгоден России. Прежде всего, в условиях ожидания ирано-американо-израильской войны и игры на повышение цен на нефть.
Кроме того, Пакистан с 2005 года является наблюдателем при ШОС (Шанхайская организация сотрудничества — региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана). Поэтому на геополитическом уровне можно было бы идти дальше, и надо принимать страну в постоянные члены. Учитывая, что Афганистан, Индия и Иран тоже ищут партнерства в блоке, туда надо принимать и их. Тогда США тогда встанут перед дилеммой: или сдать Южную Азию в ШОС, а по умолчанию России и Китаю, или держать ее любой ценой.
С помощью Пакистана Россия могла бы контролировать террористическую активность в республиках Центральной Азии. Исламское движение Узбекистана (ИДУ) — крупнейшая из исламистских политических организаций Центральной Азии, она присутствует в Афганистане по обе стороны афгано-пакистанской границы ("линии Дюранда"), и роль Пакистана может иметь решающее значение в борьбе с этой угрозой.
Эти стратегические шаги уже подкреплены тактикой. Главнокомандующий ВВС Пакистана маршал авиации Тахир Рафик Батт побывал в августе в России. Он заявил порталу Thenews.com.pk, что "это было превосходный визит с положительным результатом, и мы можем ожидать более тесного сотрудничества с Россией в области обороны, в частности, в области ПВО". По оценкам экспертов, Пакистан заинтересован в приобретении ударных вертолетов Ми-35, грузовых Ми-17, двигателей для программы JF-17, систем ПРО, подводных лодок и так далее.
Россия сделала и другой продуманный ход, предложив Пакистану помощь в решении своего энергетического кризиса. "Газпром" готов инвестировать не в опасный газопровод ТАПИ (Туркмения- Афганистан-Пакистан-Индия), отстаиваемый США, а в альтернативный — ИПИ (Иран-Пакистан-Индия). Кроме того, Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), имея 75 процентов акций, поможет расширить возможности завода Pakistan Steel Mills от 1 до 3 миллионов тонн продукции в год. Пакистан, в свою очередь, может предоставить доступ к полезным ископаемым в Белуджистане и угольному месторождению Тар.
Читайте также: Иран поддержал только Алжир
Важно помнить, что страна находится на перекрестке торговых коридоров восток-запад и север-юг, в том числе лелеемого американцами нового проекта Шелкового пути в Южную Азию. России надо твердо обозначить свои экономические приоритеты и любыми способами их отстаивать. Если ресурсы не нужны, то пути транспортировки этих ресурсов держать под контролем просто необходимо. В будущем возможен мегаход — железная дорога "Персидский залив — Берингов пролив", которая пересечет Транссиб, Турксиб, Трансазиатскую железную дорогу из Китая в Европу и железными рельсами скрепит Евразийский союз.
Для достижения мечты — выхода к Индийскому океану — России всегда не хватало немного для реализации своих планов. Чуть-чуть финансов, боеспособных кораблей, боевого духа и дипломатической решимости. Возможно, наконец, сейчас всего этого хватит.