К 22 августа движение "За равные права" собрало более 10 тысяч голосов за автоматическое предоставление гражданства всем "негражданам" Латвии. Сбор этих подписей связан с тем, что в этой прибалтийской стране, называющей себя демократической, живут сотни тысяч так называемых неграждан, чьи права систематически, явно или косвенно, ущемляются.
Согласно латышскому законодательству, негражданами являются лица, которые переселились в Латвию после 1940 года, а также их дети. А вопрос о негражданах Латвии встал в стране в полный рост в начале 1990-х годов, еще до распада СССР. 3 марта 1991 году в Латвийской республике был проведен референдум по вопросу независимости, в котором приняли участие 87,5 процента ее совершеннолетних жителей. За независимость высказались 73,8 процента — это был последний на настоящий момент раз в ее истории, когда в референдуме принимали участие все жители страны, независимо от их национальной принадлежности и времени, когда они здесь поселились.
Читайте также: Россия и Польша: смоленский тупик пройден
А уже 15 октября 1991 года Верховный Совет Латвийской республики принял постановление "О восстановлении прав граждан Латвийской Республики и основных условиях натурализации" — в соответствии с ним гражданами республики стали лишь две трети жителей Латвии — те, кто живет здесь с довоенных времен и их потомки. Ранее Народный фронт Латвии обещал сохранить равенство жителей, но так называемый "нулевой вариант", то есть предоставление гражданства всем жителям Латвии, принят не был.
Причиной такого решения депутат Верховного Совета ЛР от Народного фронта Р. Марьяш назвал позицию радикальных националистов, уверенных, что предоставление гражданства всем жителям республики — это возврат в советское прошлое. А ведь при Советском Союзе Прибалтика жила очень даже неплохо, даже по сравнению с РСФСР! И РСФСР сделала немало для высокого уровня жизни "коренных" жителей прибалтийских республик, однако об этом сейчас вспоминать не принято… В итоге огромная часть населения Латвии — прежде всего, русские — лишилась гражданства и всего, что с ним связано.
Кстати, принимая постановление о "негражданах", власти Латвии не потрудились узнать мнение самого населения республики. Тем более необходимо проведение подобного референдума в настоящий момент. Кроме того, к установлению "нулевого варианта" гражданства Латвию толкает демографическая обстановка — страна "стареет", а отток латышей в соседние, более благополучные страны Европы подталкивает общество к поиску компромисса.
Вообще же латвийские неграждане не имеют аналогов в международной юриспруденции, и объем их прав не подпадают ни под одну категорию из принятых в цивилизованном мире — они не считаются ни иностранцами, ни гражданами, ни лицами без подданства. В фиолетовых паспортах неграждан Латвии (документы граждан — красного цвета) есть пометка alien — по-английски, "иностранец". Обладатель такого паспорта имеет право на защиту со стороны государства за рубежом, право проживания в Латвии, но не вид на жительство в ней.
Неграждане Латвии не имеют избирательных прав — но могут состоять в партиях Латвии. Они ограничены в ряде профессий — не имеют права работать в правоохранительных органах, в ЗАГСах, быть чиновниками, военными, нотариусами, судебными заседателями, адвокатами и др. Неграждане Латвии ограничены в приобретении недвижимости, размере пенсии, обучении в ряде вузов, ношении оружия. Всего, по подсчетам Латвийского комитета по правам человека, имеется 79 различий в правах между гражданами и негражданами республики.
Историческая память русского населения Латвии, по большей части неграждан, регулярно ущемляется — взять те же марши легионеров СС, другие же "цивилизованные" страны молчаливо взирают на эти позорные акции.
Особое внимание следует в данном контексте уделить языковому вопросу в Латвии. Население Латвии, по данным на 1 июля 2011 года, согласно информации на сайте движения "За равные права", составляет приблизительно 2,22 миллиона человек, из них 59,5 процентов — латыши, 27,3 процента — русские, в стране живут также белорусы, литовцы, поляки, евреи, украинцы, но их заметно меньше. Среди неграждан Латвии большая часть населения — это русскоязычные жители. По результатам переписи 2000 года, русский язык в качестве родного считают 39,6 процента жителей — среди них не только русские, но и евреи, белорусы, украинцы и поляки. Логично было бы предположить, что русский язык должен иметь здесь высокий статус, однако у латвийских властей логика другая — русский язык имеет статус иностранного, такого же, как, скажем, английский или испанский.
18 февраля 2012 года в Латвии прошел референдум о статусе русского языка, по его результатам лишь 24,9 процента граждан высказались за придание русскому языку статуса второго государственного. Но надо учитывать, что судьбу русского языка определяли, прежде всего, люди, для которых он не родной — большая часть русскоязычных жителей Латвии по закону не смогла принять участие в референдуме. Кстати, мэр Риги Нил Ушаков отдал голос за предоставление русскому языку статуса второго государственного. За это оппозиция потребовала его отставки.
А ведь Латвия называет себя демократической страной. Кстати, о демократических странах: население Финляндии, одной из соседок Латвии, на 31 декабря 2011 года составляло 5,4 миллиона человек. Из них на финском языке говорят 91,5 процентов ее жителец, а на шведском — всего 5,4 процента. Так вот, шведский язык в Финляндии имеет статус второго государственного.
Насколько же реально негражданам Латвии стать наконец полноправным гражданами своей страны? По сообщению движения "За равные права", для этого гражданская инициатива должна преодолеть три этапа: сбор 10 тысяч нотариально заверенных подписей, сбор Центральной избирательной комиссией подписей 10 процентов избирателей и, наконец, референдум, кворум для которого должен составить как минимум половину от числа тех, кто участвовал в последних парламентских выборах.
Читайте также: Нацистским преступникам дадут умереть спокойно
Получается, что всего нужно собрать около 230 тысяч голосов за инициативу, что вполне реально — учитывая, что на выборах в 11-й Сейм за партию, представляющую интересы русскоязычного населения Латвии, проголосовало 267 тысяч избирателей.
Разумеется, возможны провокации правых националистов против предоставления гражданства негражданам республики. Однако Латвия рано или поздно должна придти к логичному решению о прекращении ущемления прав огромной части своих жителей. К этому подталкивает логика развития республики — раскол вредит социальному и политическому развитию государства, его международному имиджу. Практика ущемления прав одной части населения другой должна прекратиться как можно скорее.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"