На днях в Ашгабаде, столице Туркменистана, прошло заседание, в ходе которого была создана новая политическая партия промышленников и предпринимателей. Тем самым страна отказалась от однопартийности, но мировые эксперты сомневаются в становлении многопартийной системы в государстве. Стоит ли страна на пороге перестройки, или эта свобода мнимая?
Туркмения и многопартийность
Любое государство, желающее идти в ногу со временем, так или иначе постепенно подстраивается под мировые политические стандарты. Не так давно Туркменистан заявил о создании новой легальной политической партии, тем самым разрушив однопартийную систему, существовавшую с 1991 года. Новый учредительный съезд Партии промышленников и предпринимателей Туркмении начался во вторник в Ашхабаде, участие в нем приняли около 300 представителей, главной задачей которых является создание устава партии, ее программы и выборы руководящей верхушки. После всего этого ПППТ предстоит пройти регистрацию, в результате которой партия станет второй по счету политической партией, легально действующей в стране. В настоящее время в Туркмении существует лишь одна партия — правящая Демократическая партия, которая стала преемницей Компартии Туркменской Социалистической Республики.
Читайте также: Страны СНГ уличили в несвободе
О планах создания новой партии в республике было известно давно. Как утверждает Интернет-издание "Хроники Туркменистана", еще в 2010 году глава государства Гурбангулы Бердымухамедов отметил, что в стране возникает необходимость создания альтернативы руководящей партии. Политик заявлял, что возможно создание Крестьянской партии или партии, которая "выйдет из недр" Союза промышленников и предпринимателей Республики Туркменистан. Примечательно, что союз этот возглавляет ближайший друг президента — Александр Дадаев, который является известным предпринимателем и владельцем одного из крупнейших частных предприятий страны "Гуш топлумы", а также держателем единственного на всю республику частного банка.
Возникновение новой партии
Оргкомитет по созданию новой политической партии в стране начал свою деятельность в апреле 2012 года. С апреля и по настоящий день комитет ведет активную пропагандистскую и организационную деятельность. На съезде, который состоялся 21 августа, были избраны члены Центрального совета, а также председатель. Им стал Оразмаммед Маммедов, главный специалист Союза промышленников и предпринимателей Туркменистана (СППТ). В ходе съезда также были утверждены устав и программа новой политической организации. Как уже ранее говорилось, до этого времени в республике существовала лишь одна легальная партия, однако, как отмечает интернет-газета "Хроники Туркменистана", создание второй партии обсуждалось в правительстве страны, поэтому новая политическая организация по определению не может быть оппозицией для правящей Демократической партии.
Кстати, Туркмения оставалась последней страной, которая сохранила однопартийную систему на постсоветском пространстве. Демократическая партия республики функционирует с момента ее создания первым президентом Туркмении Сапармуратом Ниязовым в 1991 году, которую он и возглавлял вплоть до 2006 года. С 2007 года во главе партии стоит нынешний президент страны Гурбангулы Бердымухамедов, который неоднократно отмечал необходимость изменения существующей однопартийной системы, однако, закон о многопартийности был принят лишь в январе этого года.
Создание нескольких партий в республике было разрешено с 1991 года, но до настоящего времени они так и не были созданы. Новый закон "О политических партиях" был принят 11 января, сообщает Интернет-газета "Хроники Туркменистана". Закон составлен в соответствии с международным пактом о гражданских и политических правах (к которому республика присоединилась еще в 1996 году), а также в соответствии со статьей Конституции, которая предусматривает возможность создания нескольких политических партий в стране. По сообщению все той же газеты "Хроники Туркменистана", новый закон направлен на определение правовыхоснов появления политических партий, их обязанностей и прав, сфер деятельности, а также на урегулирование отношений партий и государственных органов. Предметом нового закона будут являться общественные отношения, которые возникают в ходе реализации гражданами республики своего права на создание политических партий в стране, а также их реорганизацию и ликвидацию.
Для чего Туркменистану реорганизация?
Более 20 лет республика имела лишь одну политическую партию, поэтому возникновение новой политической единицы вызвало вполне здоровое удивление мировой общественности. Каковы же причины таких изменений? И можно ли сказать, что Туркмения на пороге перестройки?
Причин подобных нововведений может быть несколько. Как отмечает Алексей Власов, глава информационно-аналитического центра МГУ по изучению постсоветского пространства, Туркмения, имея однопартийную структуру, не могла даже рассчитывать на сотрудничество с Европейским банком реконструкции и развития, так как данная организация недавно пересмотрела свой регламент в отношении стран Центральной Азии и отказала в содействии государствам без многопартийной системы. Как утверждает газета "Время новостей", ЕБРР должен оказать основную поддержку строительству Транскаспийского газопровода, который является очень важным проектом для туркменской экономики.
Кстати, в 2010 году президент Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов уже делал шаги в сторону многопартийности, призывая граждан создавать оппозиционные движения, однако, во время своего недавнего выступления он уже ничего не говорил о создании оппозиции, а только подчеркивал пользу и своевременность Партии промышленников и предпринимателей. По утверждениям экспертов информационно-аналитического центра МГУ, Туркмении необходимо создать настоящую многопартийную систему, а не ее имитацию, так как ЕБРР не станет вникать в суть происходящих изменений и выяснять, действительно ли государство имеет плюралистическую политическую систему.
По заявлению Алексея Власова, нынешний президент страны пытается сгладить слишком резкую политику первого президента Туркмении Сапармурата Ниязова, но ждать глобальной перестройки или хотя бы серьезных изменений в стране не приходится. По словам эксперта, все новые политические организации так или иначе будут находиться под строжайшим контролем правительства, а, значит, ни о какой независимой оппозиции речи и быть не может.
Как отмечает Власов, все реально оппозиционные организации давно вытеснены из Туркмении в Россию и другие страны. Кроме того, оппозиционные партии не поддерживают связи с нынешней активной оппозиционной молодежью. Сторону оппозиции в вопросе многопартийности Туркмении приняла Интернет-газета "Хроника Туркменистана". По ее заявлению, новая партия негласно будет финансироваться крупнейшим олигархом страны Александром Дадаевым. Как отмечает издание, встать во главе политической организации он не смог по причине не туркменской фамилии, однако, спонсировать партию вполне способен. Напомним, что он является ближайшим другом президента страны, а также владельцем крупнейших частных предприятий.
Читайте также: Москва, Минск и Астана закроют небо щитом
По данным "Хроники Туркменистана", президент страны отметил необходимость создания еще двух партий — предпринимателей и аграрной, спонсирование которых также ляжет на Дадаева. Стоит отметить, что создание таких политических организаций ему лишь на руку — он является крупнейшим в стране предпринимателем в сельскохозяйственной сфере.
Итак, нельзя сказать, что многопартийная система в Туркменистане — это первый шаг к глобальным переменам в стране. Из всего вышесказанного следует, что даже наличие нескольких политических организаций не дает гарантию настоящей свободы и плюрализма политического строя — оппозиция страны не имеет никакого влияния, а все возникающие институты власти все равно контролируются правительством.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"