Министры иностранных дел стран-участниц Организации исламского сотрудничества (ОИС) согласовали решение о приостановке членства Сирии в сообществе. Организация, призванная решать насущные проблемы исламского мира, ограничилась обсуждением сирийской проблемы. Президент Ирана попытался обозначить другого врага, но его мнение было проигнорировано.
14 — 15 августа в Мекке прошло чрезвычайное совещание 57 государств — членов ОИС (до 2011 года Организации исламской конференции), представляющих полтора миллиарда мусульман мира. Хозяин мероприятия — король Саудовской Аравии Абдулла — главной задачей форума объявил преодоление раскола в исламском мире и с этой целью пригласил на встречу президента Ирана Махмуда Ахмадинежада. Король призвал к "солидарности, терпимости и сдержанности" и тут же обвинил Иран в разжигании нестабильности и поддерживании шиитских протестов в Персидском заливе, особенно в Бахрейне.
В своем ответном слове Ахмадинежад посоветовал мусульманским странам "не играть на поле, подготовленном врагом". "У меня вопрос: кто кого убивает в нашем регионе? Кто против кого воюет в Афганистане, Ираке, Сирии, Судане, Бахрейне, Йемене, Ливии и других странах?", — спросил Ахмадинежад. Но ответа на свой вопрос Ахмадинежад не дождался. Врага нашли в своих рядах, им оказалась Сирия. Поскольку в ОИС никто не обладает правом вето, решение о приостановке членства страны в сообществе было принято простым большинством, против проголосовали только делегации Ирана и Алжира.
В уставе ОИС записано, что главными задачами организации являются: поощрять исламскую солидарность между государствами-членами; добиваться ликвидации расовой дискриминации и искоренения всех форм колониализма; принимать необходимые меры для поддержания международного мира и безопасности; поддерживать борьбу народа Палестины за восстановление его прав и освобождение его земли; противодействовать исламофобии и содействовать всем мусульманским народам в защите их прав и интересов.
Получается, что организация, созданная для позиционирования ислама в мировой системе ценностей и противодействия агрессивной политике Запада, наказала своего собрата по вере, даже не попытавшись организовать дискуссию, начатую президентом Ирана. "Если мусульманские страны признают, что они находятся в одной лодке и серьезная угроза исходит от сионистского режима и его хозяина, они должны объединить усилия и создать единый фронт борьбы против общего врага", цитирует Ахмадинежада газета Tehran Тimes.
По словам Ахмадинежада, сегодня "мы выполняем план, разработанный противником". Действительно, ислам после второй мировой войны и особенно после трагедии 9/11 расценивается США как религия поддерживающая террор и интерпретируется как вызов Западу, его ценностям в виде демократии и прав человека. На протяжении десятилетий США формировали среди мусульманских стран "вассалов" — податливых выразителей американо-израильских интересов в регионе. Сегодня это Пакистан, Саудовская Аравия и Катар. Кого же приручить не удалось,тех США перевели в ранг экстремистов — фундаменталистов или диктаторов. Многие страны столкнулись с санкциями, вторжением, сменой или попыткой смены режимов.
Создается впечатление, что на мусульманском мире США ставят эксперимент на выживание, постоянно поддерживая его в кипящем состоянии. Сначала развал Югославии под соусом геноцида мусульман Боснии, затем создание полугосударственного образования Косово, ставшего кошмаром Европы. Исламский мир "проглотил" вторжение в Афганистан (хотя все 19 человек, причастных к атаке на США были арабами), затем — в Ирак под завесой сфабрикованных доказательств о наличии там химического оружия, затем — наглую расправу над Ливией.
Израиль продолжает оккупацию палестинских и других арабских земель, ведет репрессивную политику на Западном берегу и жестокую блокаду сектора Газа. Провал плана Кофи Аннана в Сирии указывает на то, что США ни в коем случае не заинтересованы в примирении сторон. Ни один из этих вопросов, поднятых президентом Ирана, не был рассмотрен на форуме.
Почему, например, промолчала делегация Пакистана, ведь общественное мнение демонстрирует рекордные цифры антиамериканских настроений в стране? Недавний опрос Pew Research Center (США) показал, что около 64 процентов пакистанцев негативно воспринимают Штаты. Тот же вопрос можно задать и представителям экс-советских среднеазиатских республик. На заседании ШОС руководители однозначно высказались против "арабской весны" у себя дома, почему же молчат среди своих единоверцев? А где смелый Рамзан Кадыров, ведь делегация России имеет статус наблюдателя и право голоса?
Увы, в эти трудные времена ОИС, которой поручено "обеспечить уважение человеческого достоинства, независимости и национальных прав всех мусульманских народов", пропускает одну катастрофу за другой и слабеет после каждого фиаско.
А ведь совсем недавно настроения были совсем иные. В 2003 году бывший премьер-министр Малайзии Махатхир на саммите в Куала-Лумпуре сделал откровенный анализ сложившейся ситуации и заявил о необходимости "улучшения международного имиджа ислама" и возрождении его "былой красоты". Было предложено дать определение терроризму как явлению чуждому исламскому вероисповеданию и наложить запрет на действия террористов-самоубийц. В декабре 2005 года саммит в Мекке утвердил рекомендации и согласился на "10-летний стратегический план исламского возрождения". Десять миллиардов долларов были выделены на эту программу. Увы, возрождение вылилось в "арабскую весну", распространение экстремизма и терроризма, разочарование, отчаяние и уничтожение одних мусульман другими. Очень не хочется продолжить перечисление словами "и в третью мировую войну".
Читайте также:
Ирак, Сирия, Египет: столкновение цивилизаций
Сирия: эпицентр боев сместился в Алеппо
Африка устала от дружелюбия Америки
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"