Ливан, ближайший западный сосед Сирии, всегда находившийся под сильным влиянием Дамаска, испытывает серьезные проблемы в связи с сирийским политическим кризисом и гражданской войной. Пестрая в конфессиональном отношении страна (Ливан на 40 процентов состоит из христиан, 60 процентов - мусульмане, более половины из них - шииты, треть - сунниты и десятая часть - друзы) начала поляризоваться уже в начале сирийского кризиса.
Политическая система Ливана во многом провоцирует эту поляризацию. Две ведущих политических силы поддерживают разные стороны сирийского конфликта. Шейх Хасан Насралла - лидер "Хезболлы", проиранского шиитского движения, - поддерживает алавитскую власть в Сирии. По некоторым данным, его сторонники устраивают акции возмездия противникам Асада в Ливане. "Хезболла" пользуется всяческой поддержкой Ирана - и моральной, и материальной. И в этом ее сила.
Суннитское прозападное движение "Мустакбаль" Саада Харири, как сообщают в последнее время региональные СМИ, вовсю поддерживает суннитских боевиков и даже помогает активистам всемирной террористической организации "Аль-Каида" проникать через ливано-сирийскую границу в Сирию.
В июне 2012 года в ливанском городе Триполи ситуация резко обострилась: суннитские радикалы начали борьбу с местной алавитской милицией. В ходе столкновений погибли около 40 человек. Локальный конфликт грозил серьезными последствиями. По требованию премьер-министра Наджиба Микати и муфтия республики шейха Рашида Каббани в город были введены войска.
Читайте также: Сирийская смута перекинулась на Ливан
На днях обстановка в Триполи снова накалилась: начались перестрелки в между суннитскими и шиитскими кварталами. Ранения получили 18 человек. Военные подавили мятеж. По мнению ливанской газеты "Аль-Ахбар", город и его окрестности превратились в плацдарм вооруженных групп, которые совершают вылазки через границу и нападают на патрули сирийской армии к югу от Хомса. Кроме того, в практику пограничных действий вошел захват заложников.
В Бейруте тоже периодически вспыхивают столкновения, на границе фактически открыт фронт. Согласно последним сообщениям, Дамаск укрепляет границы с Ливаном, через которые с самого начала конфликта идет поток оружия и боевиков, подпитывающих ряды Свободной сирийской армии. Ливанские СМИ сообщают, что сирийская армия периодически обстреливает приграничные села Ливана, подозревая наличие в них боевиков, готовых проникнуть в Сирию.
Из Сирии в Ливан идут потоки беженцев, среди которых, как это часто бывает, и мирные жители, и раненые боевики. По данным УВКБ, их около 34 тысяч. Ливан - маленькая страна, и беженцы вполне способны пошатнуть и без того дестабилизированную обстановку.
Власти Ливана уверяют, что соблюдают нейтралитет в сирийском конфликте. Так, при голосовании по Сирии в ЛАГ Бейрут всегда воздерживается. А президент Мишель Сулейман с завидной регулярностью подчеркивает, что никакой помощи его страна не оказывает ни одной из сторон конфликта. Так, недавно он опроверг сообщения о том, что на территории Ливана созданы военные лагеря оппозиционной Сирийской свободной армии. Он сказал, что власти Ливана жестко контролируют ситуацию и готовы к ликвидации лагерей ССА, если они будут обнаружены.
Отметим, накануне о лагерях сообщил один из ливанских депутатов. А "Аль-Ахбар" сообщила, ссылаясь на собственные источники военных кругах, что в ливанских районах Аль-Арида и Вади Халед все же базы есть. Оттуда совершаются нападения на сирийских силовиков. На севере Ливана готовится широкомасштабная агрессия на пограничные сирийские города.
Исламисты Сирии: "Алавитов - в могилы!"
Ливан занимает "активную нейтральную позицию и воздерживается от вмешательства во внутрисирийский кризис", заявил Сулейман. По его словам, такая позиция обусловлена внутриливанской ситуацией: поддержка какой-либо из сирийских сторон обернется для Ливана большими потерями.
Власти Ливана принимают экстренные меры по спасению целостности страны. Президент Ливана Сулейман 11 июня 2012 года провел встречу с руководителями всех религиозных и политических группировок страны - национальный диалог по разрядке напряженности и охране стабильности. По словам Сулеймана, несколько последних лет в Ливане все было спокойно, теперь в связи с сирийским кризисом баланс нарушен. Он призвал всех лидеров взять на себя национальную ответственность за стабильность в стране.
Премьер Ливана Наджиб Микати первого августа сообщил о намерениях правительства укрепить армию. По его словам, необходимость в этом возникла в связи с "определенными обстоятельствами, которые Ливан переживает последние годы". Функции армии расширены: в обязанности вооруженных сил теперь входит не только охрана границ с Израилем, но и поддержание безопасности внутри страны. Он сказал также, что Бейрут предложит провести международное совещание под эгидой ООН для мобилизации ресурсов и оборудования армии Ливана при содействии международного сообщества, как это предусмотрено в резолюции ООН за номером 1701.
Угроза взрыва в Ливане беспокоит не только сам Ливан, но и международное сообщество. Известно, что на ближайшем заседании СБ ООН планируется продлить мандат миротворцев в Ливане. Об этом сообщил сегодня постпред Франции в ООН Жерар Оро.
В Бейрут в последнее время часто наведываются европейцы, чтобы собственноручно убедиться в степени стабильности Ливана. Так, глава МИД Швейцарии Дидье Буркхальтер на минувшей неделе в Бейруте провел переговоры с властной элитой Ливана. Речь шла. В первую очередь, о сирийском кризисе и о том, что единственный способ его урегулировать - дипломатия. Он заявил, что его страна надеется: Ливан избежит сильного влияния сирийского кризиса.
Глава Минобороны Италии Джампаоло Ди Паола также навестил Ливан и проинспектировал подразделения сил ООН по поддержанию мира. "Существует опасность того, что Ливан взорвется, и этого необходимо избежать. Ливанские власти просят нас: оставайтесь рядом", - заявил он прессе. По данным Corriere della Sera, сегодня невозможно проехать из Бейрута на юг без бронежилета и каски. Наиболее безопасно там, где несут вахту ООНовцы, - на юге Ливана, а недавно обстановка там была еще очень напряженной. Самый опасный район страны теперь на северо-востоке.
Сегодня спикер парламента Наби Берри рассказал прессе об интересном европейском проекте, касающемся Ливана. Он сообщил, что европейцы якобы намерены переформатировать его страну в конфедерацию. В Ливане, согласно правилам конфессионализма, президентом страны должен быть христианин-маронит, премьером - суннит, спикером - шиит. Точно так же поровну делится власть и в правительстве. В парламенте тоже существуют определенные квоты по конфессиональному признаку.
"Глава одной европейской страны проинформировал две недели назад ливанскую сторону, что Ливан будет превращен в федеративное государство по образцу Швейцарии, и политическим партиям в Ливане лучше не сопротивляться этому плану, так как в противном случае Ливан ждет дестабилизация", - цитирует Берри местная пресса. Журналисты высказывают сомнения в том, что идея действительно принадлежит европейцам. Проект вполне мог быть разработан властями Ливана. Вот только неясно, спасет ли страну от раскола и войны переформатирование, затеянное на фоне сирийских событий.
Похоже, авторы проекта опоздали: Ливан уже втянут на орбиту сирийского противостояния. Падение Сирии, начавшийся ее раскол по конфессионально-национальному признаку не могут не сказаться на Ливане. Но проблема еще и в том, что Ливан станет далеко не единственной в регионе жертвой. Когда американская разведка предупреждает об опасности выхода сирийского конфликта за пределы Сирии, ей следует верить.