Запад нещадно критикует аргентинское правительство за политику сокращения задолженности, сохранения платежеспособности, поощрения местного производителя. А все потому, что оно не прибегает к кабальной помощи МВФ или Всемирного банка. Сейчас многим аргентинцам кажется, что события 2001 года повторяются, однако это все же не тупиковый путь Европы.
Президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер выполнила обещание, данное в марте этого года, и объявила о переводе последнего транша в 2,3 миллиарда долларов в счет погашения государственного займа 2001 года на общую сумму 19,6 миллиарда долларов. Эти облигации (Boden 12) были выпущены 10 лет назад и "распространены" путем замораживания долларовых счетов граждан. И вот теперь аргентинцы смогут снять свои сбережения. Кристина сделала мудрый предвыборный ход, погасив долги государства, сделанные не Киршнерами (ее покойный супруг Нестор, бывший глава государства, пришел к власти в 2003 году).
Читайте также: Аргентина вновь заговорила о Фолклендах
"Мы можем выйти из кризиса, без перекладывания бремени расходов на далеко не состоятельных людей", — надеется министр финансов Эрнан Лоренцино. Министр добавил, что облигации будут обмениваться по номиналу, поскольку все время свободно обращались на рынке. "Есть альтернативная возможность для преодоления кризиса, поставив акцент на занятость", — заметил Лоренцино.
В отличие от Европы, Аргентина не стагнирует, а пробует выйти из второй волны кризиса своим путем. Учитывая опыт по преодолению кризиса и дефолта 2001 года, идентичного российскому 1998-го, правительство сделало ставку не на заимствование в международных фондах, а на развитие собственной промышленности и малого бизнеса, поощрение экспортеров и строгую финансовую и налоговую дисциплину.
В промышленности страна производит автомобили (около одного миллиона в 2011 году), большегрузные автомобили, сельскохозяйственную технику (тракторы, комбайны с высокими технологиями), собственные строительные материалы, железнодорожный транспорт, бытовую технику. Осуществляется программа по развитию малого бизнеса (Mi galpón) и, например, грандиозный проект по строительству железной дороги через Кордильеры с 52-километровым туннелем, который соединит страну с Чили (от города Мендоса до города Пуэрто Вальпараисо). По объемам этот проект сравним со строительством Панамского канала.
Поставлена задача избежать порочного круга: бегства капиталов в финансовые центры и возвращение этих финансовых средств в Аргентину, но уже в виде долга под высокие проценты. Но остановить бегство капиталов пока не удается и удастся не скоро, поскольку инвесторов пугает недавно проведенная классическая национализация испанской нефтяной компании YPF. Это приводит к удорожанию доллара.
Однако правительство Аргентины не спешит девальвировать песо, как это делает Бразилия, и не имеет достаточных валютных средств, чтобы вливаниями ЦБ поддерживать курс местной валюты, как это делает Россия. Действовать по бразильскому сценарию пока невозможно, поскольку Кристина Фернандес проводит крупные социальные программы и ей нужен дешевый песо, чтобы выплачивать зарплаты, пособия и пенсии. Коррекция обменного курса повлечет за собой рост этих и других выплат.
Дешевый песо нужен и для того, чтобы накопить резервный валютный фонд ЦБ, что Аргентина, в отличие от России, не сделала. Кроме того, экс- заместитель министра экономики Гастон Росси полагает, что главный фактор, который мешает Киршнер девальвировать песо — это страх перед падением внутреннего спроса. Ситуация осложняется паникой среди населения, которое в условиях большой инфляции (20 процентов) кинулось скупать доллары. В этих условиях, чтобы поддерживать ликвидность банков, надо или заимствовать, или временно ограничить доступ к валюте.
Заимствовать Кристина не хочет, поэтому был осуществлен второй вариант. С июня запрещена покупка и продажа наличных долларов в банках — это можно сделать только для покупки жилья и путешествий. Но безналичные расчеты осуществлять можно, таким образом, власти избегают бегства от уплаты налогов. Чтобы избежать уменьшения валютных резервов, правительство ввело более высокие проценты по вкладам в песо, разработало программу покупки льготного жилья.
Высокую инфляцию тоже все критикуют. Но с точки зрения макроэкономики на данном этапе и в рамках проводимой политики выхода из кризиса она, как и дешевый песо, пока выгодна государству. Поскольку выгодна экспортерам, банкам, возвращающим долг (Boden 12) и выплачивающим низкие проценты по вкладам, и государственным органам, сохраняющим уровень выплат без учета роста цен.
Несмотря на "нездоровый" песо, инфляцию, падение темпов роста ВВП, экономика Аргентины развивается. Падает безработица — а это главный показатель улучшения ситуации. Ситуация в главных экспортных отраслях благоприятствует выходу из трудной ситуации. В условиях засухи в США цены на соевые бобы продолжают бить рекорды. Это скажется на стоимости мяса, главного экспортного товара Аргентины. "С тех пор как пришли Киршнеры, были десятки экономистов и политиков, которые говорили: "Они не дотянут и до конца года". Только истина в том, что инвесторы, которые их не послушали, сегодня в крупном выигрыше", — цитирует газета El Pais крупного испанского бизнесмена, работающего в Аргентине.
Читайте также: Кристина Киршнер "советизирует" Аргентину
"Разогретая" экономика создает для Кристины Фернандес хорошие перспективы для победы на парламентских выборах в следующем году. Никто не может оспорить тот факт, что именно она и Нестор Киршнер погасили стыдный для государства долг. Кристина с большой долей вероятности получит в обеих палатах парламента большинство, чтобы провести реформу конституции и при желании в третий раз подряд баллотироваться на пост президента в 2015 году.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"