30 июля в Киеве состоялось внеочередное заседание Верховной Рады. Среди его повестки дня было около десяти вопросов — но главным из них, разумеется, была судьба спикера Литвина и связанные с этим перспективы критикуемого националистами закона о языках. Документ предусматривал возможность применения, наряду с государственным украинским, и других "региональных" языков, преимущественно русского, в местностях, где на них говорят хотя бы 10 процентов населения — в сфере образование, бизнеса, судопроизводства, госуправления, масс-медиа и т. п.
Закон этот, как известно, будучи принят в окончательной редакции 2 июля, до сих пор так и не вступил в действие. Поскольку должен получить одобрение президента, которое, в свою очередь, возможно лишь после подписания документа главой парламента. Последний же категорически отказался это сделать, ссылаясь на мелкие процедурные формальности.
Парламентское большинство предупредило Литвина о недопустимости такого поведения — вплоть до угрозы его отставки. А чтобы предупреждение прозвучало серьезнее, в "блиц-режиме" Конституционный суд признал незаконными действующие пункты Регламента Рады, согласно которым, для реального отстранения от должности ее председателя необходимо две трети депутатских голосов, которых у Партии Регионов с союзниками просто нет. После же вердикта конституционных судей такая процедура могла бы быть осуществлена простым большинством.
Читайте также: Русский язык на Украине плохо подвешен
Тем не менее, большинство это своими правами воспользоваться не захотело. В самом начале заседания Рады первый заместитель Литвина, коммунист Адам Мартынюк внес постановление о своего рода "вотуме доверия" действующему спикеру. В итоге депутаты 266 голосами (из 450) отказали Владимиру Михайловичу в удовлетворении поданного им самим заявления об отставке. Соответственно, один из главных "тормозов" для подписания закона о языках, без которого это подписание становится очень проблематичным, остался при должности.
Правда, лидер парламентской фракции "регионалов" Александр Ефремов сделал на этот счет успокаивающее заявление. Суть его сводится к тому, что ранее спикер для обоснования своей позиции апеллировал к одной процедурной формальности — которая была снята голосованием 30 июля. И теперь, если он не подпишет злосчастный закон — ему "угрожает ответственность согласно законодательству".
Последняя угроза прозвучала бы очень серьезно, если бы не была такой смешной. Реальная ответственность не то что для главы парламента в Украине, но и для любого депутата Рады — чисто виртуальна. Поскольку требует предварительного согласия депутатского большинства на "разработку" "грешника" правоохранительными органами. И за всю историю украинской независимости давалась всего пару-тройку раз — когда народный избранник слишком уж был замаран в откровенных уголовных преступлениях. В остальных же случаях парламентарии обычно не давали в обиду своих коллег, пусть даже и из оппозиции — в силу корпоративной солидарности.
Кстати, коллеги Литвина по фракции его Народной Партии 30 июля почти в полном составе голосовали за постановление об отмене языкового закона. С точностью до наоборот к своему поведению месяцем раньше — когда их голоса помогли его принятию. И то — они ведь с главой своей партии позиционируют себя не какими-то "крючкотворами" — а истовыми защитниками украинской государственности, которую патриоты подобного пошиба не мыслят без оголтелого госпротекционизма украинского языка. Выражающегося прежде всего в выдавливании изо всех сфер жизни языка русского.
Читайте также: Политическая эквилибристика Литвина
Поэтому, как бы ни хотелось ошибиться, но в готовность спикера подписать якобы "антиукраинский" закон верится с трудом. Разве что он, наконец, поймет — что без поддержки власти ему не видать победы в "мажоритарном" округе на Житомирщине — и вожделенного депутатского мандата после выборов октября нынешнего года. Но "попить кровь" сторонников закона он сможет еще долго. А ведь любая задержка играет им не на руку — осенью, когда жара спадет, и в столицу съедутся отпускники и радикально настроенные студенты, акции против "антиукраинского" документа могут быть куда более масштабными, чем летом.
Правда, остаются еще и другие "лазейки" для подписания закона о языках в парламенте. Например, уход спикера в отпуск или на больничный — после чего подпись может поставить и его заместитель Мартынюк. Но авторитет легитимности принятого таким образом документа будет все равно ниже, чем если бы его подписал пусть даже новоизбранный вместо Литвина законный глава парламента.
Между тем, украинские социологи из группы "Рейтинг" провели опрос об отношении населения Украины к введению русского языка "вторым государственным". Несмотря на явную тенденциозность данного исследования, результаты все равно получились достаточно красноречивыми. Националистов, конечно, порадуют цифры, согласно которым, 41 процент украинцев поддерживает предоставление русскому языку статуса государственного, зато 51 процент выступает против этого. При этом разрыв в 10 процентов появился лишь в июле — до этого "силы" сторон были практически равными.
Однако при этом лишь 39 процентов опрошенных считают, что новый языковой закон уничтожает украинский язык, не согласны с этим утверждением 47 процентов опрошенных. 14 процентов не смогли определиться. А от 70 до 80 процентов респондентов не готовы участвовать в акциях как в поддержку закона, так и против него.
Читайте также: Верховная Рада проголосовала за русский
Однако среди жителей жители Донбасса, Юга и Востока Украины русский язык в качестве второго государственного все равно поддерживает подавляющее большинство населения — 85, 72 и 50 процентов соответственно. Тем более, что главный вопрос был поставлен некорректно — критикуемый национал-радикалами закон не устанавливает русский в качестве второго в стране языка — но лишь разрешает пользоваться им жителям тех регионов, где они составляют заметный процент. А более ранние опросы показывали, что за повышение статуса русского до "официального" (подобно таковому, скажем, в Казахстане) однозначно выступало большинство населения, за исключением разве что Галичины.
Таким образом, никаких существенных препятствий для принятия спорного языкового закона, с точки зрения самых наидемократичнейших стандартов, у украинских властей нет. Если, конечно, не понимать под "единственно демократическими нормами" требования наиболее крикливых радикалов с Запада Украины — под воздействием чего Киев практически все 20 лет независимости проводит де-факто империалистическую политику в отношении русскоязычных жителей страны, прикрываясь государственническими и прозападными лозунгами. Будет ли такая тенденция сломана Партией Регионов и ее лидером Виктором Януковичем — покажет в том числе и ближайшая судьба языкового закона.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"