Африканский союз - в сильных женских руках

Источник: Вести
Фото: AP
Фото: AP

ЮАР удалось привести к руководству Африканского союза своего кандидата. Господствующая до сих пор светская франкоязычная Африка, не сумевшая противостоять мусульманскому братству, потеряла свои позиции и проиграла. Есть надежда, что теперь в руках женщины и министра внутренних дел Африканский союз возьмет курс на интеграцию континента, приостановив наступление исламистов на юг и запад.

Саммит Африканского союза (АС) — межправительственной организации, объединяющей 54 государства Африки, состоялся 15 июля в Эфиопии, и министр внутренних дел ЮАР Нкосазана Дламини-Зума в упорной борьбе с перевесом в три голоса (37) выиграла борьбу у действующего председателя Жана Пинга из Габона. Это уверенная победа Нельсона Манделы, отпраздновавшего свое 94-летие, и его страны — члена БРИКС, отстаивающей право на региональное лидерство в противовес Парижу, Вашингтону и Пекину.

Читайте также: ООН душит колыбель человечества

Впрочем, господствующие с 2008 года в Союзе франкоязычные страны сами провалили последние два года своего правления, спустив на тормозах военные перевороты в Нигере, Мадагаскаре, Кот-д'Ивуаре, Мали и Гвинее-Бисау и интервенцию в Ливии. В отличие от других мировых региональных сообществ, АС является невнятным и аморфным, не стремящимся отстаивать свои права, как того требует глобализация мировой экономики. Он впадает в оцепенение, как только Запад или исламисты начинают делить богатства государств, входящих в его состав. Все это не может не волновать лидера континента — ЮАР и островки стабильности в других странах — Анголе, Габоне, Мозамбике, Кении, Танзании, Сьерра-Леоне и Сенегале.

По общему мнению, 63-летняя Нкосазана Дламини-Зума — это сильная личность и политик, активист женского движения в ЮАР, борец против апартеида. Как министр внутренних дел, она навела порядок в стране, и, окружив себя компетентными людьми, достойно провела ЧМ по футболу-2010. В бытность министром иностранных дел Дламини-Зума стала инициатором "тихой дипломатии" в отношении Зимбабве и успешно противостояла планам Запада по смещению Роберта Мугабе силовым путем. Руководя с 2004 года процессом примирения сторон в Кот-д'Ивуаре, она смогла установить мир, нарушенный в прошлом году. Видимо, именно ее качества переговорщика и стали решающими. На саммите она призвала к диалогу две главные дипломатии союза — англоязычную и франкоязычную и сумела убедить всех в том, что "я не англоговорящая — я зулу".

Однако перед ней стоят трудные задачи. Надо постараться избежать превращения АС в полностью зависимую от НАТО структуру, как это произошло с Лигой арабских государств.

Очень тяжелая ситуация складывается в Мали. Де-факто государство уже разделено на светскую и исламскую части, между которыми "повисли" туареги. Африканские лидеры согласились с тем, что технически отсталая армия Мали не сможет сама восстановить территориальную целостность страны, и решили направить туда 3,3 тысячи военнослужащих из стран ECOWAS (Экономического сообщества Западной Африки), в которое входят 15 государств, после получения соответствующей резолюции СБ ООН.

Далее — ситуация на границе Руанды и Демократической Республики Конго. В кулуарах саммита президенты стран достигли соглашения о создании международных сил для борьбы с боевиками, действующими в восточной части конголезского государства, и охране границы между двумя странами. АС поддержал обращение в ООН по использованию ее контингента, находящегося в Конго, для уничтожения войск мятежного генерала ДРК Боско Нтаганды, который создал группировку M23 (March 23 Movement — "Движение 23 марта"). Это настоящий прорыв, поскольку до сих пор конголезские власти обвиняли руандийцев в том, что те поддерживают вооруженные формирования М23 в ДРК. А Руанда заявляла, что конголезское руководство прячет на своей территории группировки боевиков-хуту, которые настроены против руандийского правительства.

Следующая задача — избежать с помощью превентивной дипломатии новой войны между недавно образованным Южным Суданом и Суданом. Президенты Судана и Южного Судана, объявившего о независимости в прошлом году, тоже встретились на саммите — впервые с апреля, когда обе страны оказались на пороге войны из-за нерешенных вопросов по демаркации границ и спорных нефтеносных районов и достигли договоренности о демаркации границы мирным путем. И, наконец, постоянная язва на теле Африки — Сомали, где идут постоянные бои с исламистами "Аш-Шабааб". Там присутствуют миротворцы АС. Летом 2010 года утверждалось, что группа контролирует большую часть южных и центральных частей Сомали, включая значительную часть столицы Могадишо, где установлена версия шариата, отличающаяся особой жестокостью.

"Мы, как представители стратегического региона, должны создать на континенте две-три страны-гегемона. Мы не можем активно действовать на мировой арене, представляя собой сборище слабых государств с мусорными рейтингами, не имеющих веса ни на региональном, ни на мировом уровне. Южно-Африканская Республика, ее сила, мощь, история и богатства и более сложное институциональное устройство, очевидно, указывают на то, что она будет достойным кандидатом на эту должность (председателя АС. Ред.). Но необходимо создавать условия для формирования региональных держав в Западной Африке, Центральной Африке — "мягком подбрюшье" континента — и в Восточной Африке. Эти двигатели будут генерировать для остальных стран африканскую повестку дня", — пишет камерунская политолог и писательница Акилле Мбеббе в статье, "Южная Африка играет ведущую роль".

Читайте также: Старая гвардия Африки на защите континента

"Исторически сложилось так, что военная и экономическая деятельность западных держав в Африке не дала ни одного положительного примера. Я против внешнего вмешательства в Африке, пример Ливии — наихудший пример такого рода. Континент должен развивать свои внутренние способности к самоуправлению, что к сожалению, пока далеко не так", — цитирует писательницу французская Сourrier international.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"