Москва, Минск и Астана закроют небо щитом

Пока Душанбе и Ташкент заигрывают с США, чтобы получить личную выгоду, Казахстан и Россия вместе с Белоруссией собираются объединить системы ПВО к 2013 году. Для этого Астана и Минск получат системы С-300, которые так и не достались Ирану. Это решение уже вызвало беспокойство Литвы. Ждем, когда раздадутся протесты со стороны Запада.

Сейчас, согласно договору ОДКБ, объединенная система ПВО действует на территории пяти стран СНГ. Примечательно, что в этот список входит и Украина, пусть и на двусторонней основе. Игры с Евросоюзом — одно, но собственную безопасность Киев предпочитает пока доверять Москве. Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан практически свернули свое участие в данной программе. Что неудивительно, ведь Североатлантический альянс посулил гораздо больше денег, если Ташкент, Душанбе и Ашхабад будут благосклонны к американской армии.

Зато Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев чтят каждую букву договора и не намерены отказываться от сотрудничества с Россией. Эти ментальные и культурные особенности, которые сближают три страны, чужды другим среднеазиатским государствам и тем более странам Восточной Европы, чей политический вектор давно уже сместился в сторону Евросоюза. И, возможно, небольшое охлаждение в отношениях стран СНГ — вполне закономерно. Во всяком случае, тянуть на свою сторону Ашхабад, Душанбе и Ташкент исключительно в военных целях Кремлю сегодня не слишком выгодно. Те прекрасно понимают, насколько важными они становятся после выхода американских войск из Афганистана.

Так, Ашхабад не участвовал в заседаниях Координационного комитета по вопросам противовоздушной обороны (ПВО) при Совете министров обороны (СМО) СНГ с 1995 года. Москва приветствовала возобновление участия делегации Туркмении в заседаниях координационного комитета ПВО СНГ. Однако туркменские силы ПВО являются самодостаточными. "Даже все виды ремонта и обслуживания они производят самостоятельно", — приводит слова заместителя главнокомандующего ВВС России по ПВО генерал-майора Павла Кураченко издание GeorgiaTimes.

Читайте также: Российская ПВО продвигается на Запад

Однако в перспективе Москва не исключает присоединения к общей ПВО и Таджикистана, и Узбекистана, и Киргизии. Но пока ставка сделана на надежных партнеров — Астану и Минск. Это сотрудничество уже вызвало недовольство Литвы: Белоруссии и Казахстану могут достаться зенитные комплексы С-300 для защиты своих границ, что Вильнюсу совсем не нравится. Тамошний Сейм уже в феврале постановил, что рядом со страной разворачивается создание не просто общей системы ПВО. Нет, тут пахнет созданием агрессивного военного альянса.

"Никакого потепления между Белоруссией и Литвой нет, так как проводится железная военная стратегия этих двух государств. Литовские предприниматели, ведущие свой бизнес в Белоруссии, должны ориентироваться на стабильное пространство стран Евросоюза и НАТО, так как стремление сломя голову в приватизационное пространство Белоруссии сделает их заложниками", — цитирует Regnum члена комитета по международным делам Сейма Эмануэлиса Зингериса.

Читайте также: Стратегический "Ярс" растет на смену "Тополю"

И вот сегодня стало известно, что в Киргизии открылось очередное заседание Координационного комитета. И ближайшим совместным мероприятием боевой подготовки по противовоздушной обороне станет учение ОС ПВО СНГ "Чистое небо", которое состоится в октябре 2012 года на территории Казахстана. Видимо, опасения Прибалтики, а также других европейских выкормышей Америки, совершенно не волнуют руководство стран, задумавших свой ответ НАТО.

Так какой же она должна быть, эта единая система ПВО? Так как проблематика ЕвроПРО является одной из самых горячих в наших взаимоотношениях с США и НАТО, то существуют серьезная проблема обеспечения военной безопасности. После распада Советского Союза Москва наивно полагала, что организация нового совместного ПВО будет строиться на тесной взаимосвязи и взаимозависимости всех бывших боевых компонентов. Однако между многими соседями по СНГ так и не решены территориальные споры, не закончен раздел материальных ценностей экс-СССР. И несмотря на то, что армии многих стран достаточно боеспособны, агрессор больше не ведет войну с помощью сухопутных войск и флота.

Теперь Североатлантический альянс использует в основном боевую авиацию. Соответственно, единственным щитом и выступает противовоздушная оборона. Нежелание вкладывать деньги в ПВО обернулось для Саддама Хусейна и Ирака разгромом в самые краткие сроки в то время, как "гуманитарные бомбардировки" Белграда шли несколько месяцев — у Югославии была плохонькая и старенькая, но все-таки достаточно эффективная противовоздушная оборона.

И вот пока Россия, став преемницей Союза, размышляла, как ей быть с новой системой ПВО, администрация Джорджа Буша в 2002 году приняла решение о развертывании в Европе базы стратегических ракет-перехватчиков и радиолокационной системы ПРО, которые впоследствии разместились в непосредственной близости от российских границ — в Польше и Чехии. Соответственно, теперь на каждый американский шаг у нас должен быть свой ответ.

Пока же единую систему ПВО имеют только Белоруссия и Россия. Сейчас российская армия располагает четырьмя полками С-400, из которых два дислоцированы в Подмосковье, один — на Балтийском флоте и один — в Находке. К концу 2012 года, когда Астана и Москва намерены завершить создание единой противовоздушной обороны, нашим войскам будет передан пятый полковый комплект С-400.

Читайте также: России необходима ПРО вблизи границ США

Как пишет доктор военных наук и генерал-лейтенант в отставке М. Науменко, территории большинства государств СНГ сравнительно невелики, а скорости современных средств воздушного нападения настолько возросли, что национальные силы ПВО могут просто не успеть изготовиться или не полностью использовать свой боевой потенциал. Глубина территорий среднеазиатских республик составляет от 100 до 400-500 километров, закавказских — от 150 до 300 километров. При скорости полета современных средств воздушного нападения до 2000-2200 километров в час их пребывание в границах республик составит от 3 до 15 минут.

Так что, упирающимся Таджикистану, Узбекистану и Туркменистану есть что терять. Их выгода в участии единой ПВО очевидна. Ведь не будем забывать, что от стратегии США по ЕвроПРО отказались основные союзники НАТО — Германия, Франция, Канада и Великобритания, которые заявили, что данные действия подвергают опасности стратегическую стабильность. Зато сами США совсем не отказались от интервенции в Иран, который соседствует с тем самым Туркменистаном.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"