Конференцию ООН по договору о торговле оружием открыл скандал. Однако делегации Палестины и Ватикана смирились со статусом наблюдателя, и представители 193 стран начали работу. До 27 июля им надо разработать первый в истории документ, который заключит в правовые рамки торговлю обычными типами вооружений объемом более 70 миллиардов долларов в год.
Конференция в штаб-квартире ООН — первая попытка человечества контролировать перемещение товара, который уносит жизни около 700 тысяч человек в год, причем 500 тысяч — мирных жителей. "Торговля оружием плохо регулируется и подпитывает гражданские конфликты, дестабилизирует регионы и расширяет возможности террористов и преступных сетей. Мы не имеем многостороннего договора глобального масштаба по торговле обычными вооружениями. Это позор", — заявил во вступительной речи генеральный секретарь ООН Пак Ги Мун.
Читайте также: Оружейное эмбарго против пиратов Сомали
ООН готовилась к конференции семь лет. Что характерно, ее инициаторами были неправительственные общественные организации, а не власти стран. Последние, наоборот, были ее противниками — например, правительство США при Джордже Буше-младшем. Есть и постоянные скептики, например, правительство России, однако в последнее время все на словах "за" и говорят, что хотят унифицировать правила.
По данным Стокгольмского международного института исследования мировых проблем (SIPRI), 30 процентов мирового рынка экспорта вооружений занимают США. Россия идет на втором месте с 24 процентами. Далее в списке ведущих экспортеров оружия - Германия (9 процентов) и Франция (8 процентов). По данным того же SIPRI, на долю стран Азии в общей сложности приходится 44 процента всего мирового импорта оружия (Индия, Южная Корея, Китай, Вьетнам). Страны Европы в сравнении с азиатским континентом приобретают всего 17 процентов, а Северная и Южная Америка — 11 процентов.
Проект Международного договора о торговле оружием (МДТО), который в докладе ООН назван просто "Проект председателя" (Chairman's Draft Paper), обговаривает следующие виды вооружений: танки, военные транспортные средства, артиллерийские системы, военные самолеты (пилотируемые или беспилотные), военные вертолеты (пилотируемые или беспилотные), военные корабли (надводные корабли и подводные лодки, вооруженные или оснащенные для использования в военных целях), ракеты (управляемые или неуправляемые) и ракетные системы, стрелковое оружие, легкие вооружения, боеприпасы, части или компоненты к указанным вооружениям, а также технологии и оборудование, специально предназначенные и используемые для разработки, производства или технического обслуживания упомянутых вооружений.
Документ предусматривает обязательные ежегодные отчеты государств о трансфертах вооружений. Предполагается, что их данные будут публиковаться. Подлежащая к передаче информация включает сведения о количестве, модели или типе оружия, разрешенных и отвергнутых поставках оружия, фактически поставленном оружии и подробную информацию о государствах транзита, государстве-получателе (либо государстве-экспортере) и конечных пользователях.
И наконец, самое главное — куда и по каким причинам будут запрещены поставки. Речь идет о запрете на продажу оружия государствам, "собирающимся использовать его против мирного населения и совершения актов геноцида, а также в нарушение Устава ООН и прав человека".
Тут-то и кроется причина российского — и не только — скепсиса. Половина российского экспорта оружия (13,5 миллиарда долларов в 2012 году) идет в страны, уже признанные ООН ненадежными или преступными по причине нарушения ими прав человека. Это Сирия, Венесуэла и Китай. И перспектива того, что вопрос будет решаться положительно для России — минимальна. Интересно посмотреть на других активных скептиков, помимо упомянутых — это Алжир, Египет, Индия, Иран, Пакистан, Куба.
С этой точки зрения договор очень выгоден США, поставляющих оружие исключительно с благородной целью "защиты мирного населения от диктаторских режимов". Их мощный ВПК всегда в поиске постоянных рынков сбыта, а государство их создает, через своих союзников обеспечивая благоприятные резолюции в ООН. 90 процентов крупных компаний, производящих обычное оружие, являются американскими и европейскими. Это "Локхид Мартин", "Би-Эй-И Системс", "Боинг", "Норторп Грумман" и "Дженерал Дайнемикс". В 2012 году США намереваются продать оружия на 60 миллиардов долларов. Штаты являются "умеренным сторонником" МДТО, а вот кто стоит за самый жесткий вариант договора? Кения, Южный Судан, Танзания, Гана, Нигерия, Замбия, Коста-Рика, Мексика, Уругвай, Австралия, Новая Зеландия, Бангладеш, Австрия, Дания, Нидерланды и Норвегия.
Очевидно, что МДТО, если он будет подписан, охватит только легальный сектор. Как же быть с нелегальной торговлей через третьи страны и контрабандой оружия? Об этом в проекте ни слова. По списку оружия и технологий тоже есть большие разногласия. Россия намерена настаивать на том, чтобы договор оговаривал лишь правила продажи легкого вооружения и стрелкового оружия. А делегации США, Китая, Сирии и Египта собираются исключить из текста документа любые упоминания о запрете на торговлю боеприпасами. Лидеры мирового экспорта вооружений наверняка исключат пункт о механизме контроля, предусматривающий международные инспекции, которые будут иметь право просить предъявить документы по сомнительным поставкам оружия.
Читайте также: Лондон-2012 - Олимпиада страха
ООН характеризует инициативу как "самую важную в истории Объединенных Наций в области регулирования стандартов обычных вооружений". Специально для широкого освещения международных усилий по заключению договора ООН запустила специальный веб-сайт. Однако скептики говорят, что МДТО повторит судьбу Конвенции по кассетным боеприпасам (CCM) — международного договора, запрещающего использование, передачу и создание запасов кассетных бомб. Десятки государств, подписавших и ратифицировавших документ, никогда не производили и не владели кассетными бомбами. А те, кто производит и владеет, его не завизировали.
К тому же, пока мир разделен на Запад и Восток, "демократические" и "диктаторские" режимы, на "террористов"-исламистов и "цивилизованных" христиан, интересы национальной безопасности и коммерческие секреты всегда будут важнее, чем мир во всем мире.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"