С 1 июля страной-председателем Евросоюза стал Кипр. Эта новость должна обрадовать Россию. Нет в Евросоюзе государства, с которым у нас отношения были бы лучше. Но удастся ли воспользоваться преимуществом кипрского председательства? Для того есть препятствия и экономического, и политического характера.
Российско-кипрские отношения можно считать практически образцовыми. Последние 20 лет родина богини Афродиты превратилась практически во "всероссийскую здравницу". Туда ежегодно приезжают сотни тысяч россиян. Кроме того, на Кипре располагается одна из крупнейших в мире оффшорных зон. Значительная часть вкладов в местных банках — российского происхождения. Визовый режим с Россией Кипр вводить не хотел и ввел только в начале 2004 года. И то ввел лишь потому, что того потребовал Евросоюз.
В политической области Республика Кипр — тоже страна более чем дружественная. В отличие от близкородственной Греции, она даже не входит в НАТО. Греки-киприоты практически ни разу не декларировали точку зрения, отличную от российской. Так, они не признали независимость Косова и не критиковали Россию из-за войны в Южной Осетии. Да и президент страны — коммунист Деметрис Кристофиас учился в Москве и прекрасно говорит по-русски.
Можно было бы воспользоваться расположением к России страны-председателя Евросоюза. Но увы — на дворе не те времена, чтобы киприоты могли поставить развитие связей с нашей страной во главу угла своего председательства. На дворе экономический кризис, от которого средиземноморский остров сильно страдает. Потому и повестка дня у кипрского руководства соответствующая — с упором на экономические неурядицы в ЕС.
Читайте также: Греческий кризис может перекинуться на Кипр
Кипр объявил лозунгом своего председательства "За лучшую Европу". Под этим подразумевается создание условий для экономического роста, роста занятости и обеспечения социальной справедливости во всем ЕС. Киприоты хотели бы закончить переговоры по бюджетному плану ЕС на 2014-2020 годы, ввести единую для всего ЕС систему предоставления политического убежища.
В то же время киприоты решили не замыкаться на одном лишь Евросоюзе. Они намерены активно вести себя на Балканах. Так, они выступают за присоединение к ЕС Сербии и Черногории. Что, в общем-то, неудивительно — тут и православное братство, и исторически хорошие отношения сербов и греков. Помимо этого, Кипр станет председателем на конференции в Каире, где будут обсуждаться отношения ЕС с государствами, где случилась "арабская весна".
Программа неплохая, только вот рычагов для ее претворения в жизнь у Кипра будет меньше, чем, скажем, у Дании, у которой он принял эстафету председательства в ЕС. В отличие от датчан, до сих пор остающихся в стороне от еврозоны и чувствующих себя относительно неплохо, дела киприотов идут скверно. Четыре года назад Кипр сменил свой фунт на евро и теперь стал пятой страной еврозоны, официально попросившей помощи.
Проблемы Кипру во многом создала близкородственная Греция. В крупнейшем банке острова Cyprus Popular Bank "осел" греческий долг. И теперь для расчетов с клиентами и кредиторами необходимо найти 1,8 миллиарда евро, что составляет 10 процентов ВВП Кипра. Власти острова хотят уменьшить влияние со стороны терпящей бедствие греческой экономики, с которой киприоты завязаны очень тесно.
Евросоюз уже выразил готовность дать намного больше — 10 миллиардов евро. Однако Кипру для получения этих денег придется пойти на непопулярные меры. Их набор стандартный — сокращение госрасходов, дефицита бюджета, сворачивание социальных программ. Не исключен вариант, при котором острову помогут Россия и Китай, не ставящие столь жесткие условия. Но приоритет здесь все-таки у европейцев.
Читайте также: Турция рвется в Евросоюз за лидерством
Статус государства-должника в значительной степени связывает киприотам руки в отстаивании своей повестки дня. Однако экономикой проблемы Кипра не ограничиваются. Еще один камень преткновения кипрского председательства в ЕС — отношения с Турцией. Кипр до сих пор остается разделенным на греческую (признанную почти всем мировым сообществом) и турецкую (признанную только Анкарой) части.
Между Республикой Кипр и Турцией нет даже дипломатических отношений. Турки, являющиеся кандидатами на членство в ЕС, отказываются вести с киприотами какой-то диалог. Те отвечают взаимностью: они не готовы пустить Турцию в Евросоюз, пока та не уберет войска с севера острова и не откажется от признания так называемой Турецкой республики Северного Кипра.
Остров находится в таком состоянии с 1974 года, и на сегодняшний день в Евросоюз входит только южная, греческая часть острова. Кипрский конфликт находится в замороженной стадии, но нет никакой гарантии, что он не разгорится вновь. И Кипр очень сильно зависит от политической поддержки со стороны ведущих стран Евросоюза. Потому и из-за застарелой проблемы разделения острова в полной мере реализовать свою повестку дня киприоты едва ли смогут.
Читайте также: Кипр в ЕС: плюс России, минус Турции
В то же время и проблемы Кипра можно использовать на пользу России. Принять, например, участие в кредитовании кипрской экономики в обмен на экономические и политические выгоды. Или воспользоваться кипрским председательством для облегчения визового режима. В конце концов, Кипр не входит в Шенгенскую зону, и упростить с ним визовый режим по этой причине легче. Да и сами киприоты вряд ли будут против. Или, например, Россия может помочь наладить диалог между Кипром и Турцией.
Так что кипрское председательство сулит России немало положительного. Весь вопрос в том, насколько самостоятельными будут киприоты. Все-таки положение у них непростое, и более крупные и платежеспособные члены ЕС могут их одернуть.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"