В Северную Ирландию с историческим визитом прибыла английская королева Елизавета Вторая. Ее миссия носит не только церемониальный, но и политический характер. Королева в год 60-летия своего пребывания на престоле пытается внести свой вклад в то, чтобы Ольстер перестал быть кровоточащей раной Великобритании.
Североирландский административный центр Белфаст встретил монарха не слишком приветливо. Местная католическая молодежь, выступающая против британского присутствия в Ольстере, начала радикальные акции протеста еще 26 июня. Они принялись громить витрины, закидывать стражей порядка бутылками с зажигательной смесью и файерами. Девять стражей порядка получили ранения.
Другой инцидент случился в окрестностях Белфаста. Активист-католик решил протестовать против приезда королевы водружением на высокую гору флага соседней Ирландской Республики. Его практически сразу же атаковали несколько юнионистов-протестантов (сторонников сохранения Ольстера в составе Великобритании). В результате противник англичан угодил в больницу.
Читайте также: Святой Патрик: рабство - путь к свободе
Тем временем королева отправилась в театр Белфаста. Там она впервые обменялась рукопожатием с одним из бывших руководителей Ирландской республиканской армии (ИРА), а ныне одним из лидеров католической партии "Шинн Фейн" Мартином Макгиннесом. Его имя связывают с терактом 1979 года, жертвой которого стал дядя супруги королевы принца Филиппа. Впрочем, сам Макгиннес уверяет, что порвал с ИРА еще в 1974 году.
При историческом моменте присутствовали принц Филипп, первый министр Северной Ирландии (представитель протестантской общины) Питер Робинсон, а также президент Ирландской Республики Майкл Хиггинс. Сам Макгиннесс заявил, что не отказывается от планов вывести Ольстер из состава Британии и объединить с Ирландией. Правда, добиваться своей цели он собирается исключительно мирным путем.
События, случившиеся в Белфасте перед приездом королевы, лишний раз напомнили о глубине конфликта в Ольстере. Его корни уходят еще в XII век, когда Англия начала завоевание Ирландии. В 1640-х годах ирландцы-католики восстали, а англичане подавили их выступление в крови. Началось массовое переселение в Ольстер протестантов из Англии и Шотландии. Со временем в северо-восточной части Ирландии они стали преобладать над ирландцами-католиками.
В 1921 году Лондон предоставил Ирландии независимость. Но не всей. Шесть графств Ольстера, в которых преобладали протестанты, остались в составе Великобритании и получили название Северной Ирландии. Однако до 40 процентов этих земель все же составляли католики. Они приняли решение продолжить борьбу за объединение острова. Со своей стороны, протестанты (юнионисты) также взяли в руки оружие, чтобы отстоять британскую принадлежность Ольстера.
Постепенно оформились крупные организации. Радикальные католики создали Ирландскую республиканскую армию (ИРА), которая с конца 1960-х годов встала на путь террора, жертвами которого за последующие 30 лет стали многие сотни людей не только в Ольстере, но и в других районах Великобритании. Протестанты тоже принялись за строительство боевых организаций — "Ассоциации обороны Ольстера", "Силы волонтеров Ольстера" и т. д. Они также прибегали к террору.
Читайте также: Шотландия сделает шаг к независимости
В 1972 году власти Великобритании распустили парламент и правительство Ольстера, введя прямое правление из Лондона. Но справиться с разгулом насилия не удавалось. Только в 1998 году британский премьер Тони Блэр и руководство Ирландской Республики сумели найти компромисс. ИРА и основная часть радикальных протестантов согласились сложить оружие. В Ольстере возобновили работу собственные парламент и правительство, в которое вошли как протестанты, так и католики.
Однако говорить о том, что времена столкновений прошли, рано. Нашлись те, кто отказался сложить оружие. То и дело напоминают о себе "Истинные ИРА" или "Ассоциация защитников Ольстера", организующие то взрывы, то поджоги, то марши. Первые по-прежнему добиваются скорейшего отделения Ольстера от Великобритании и присоединения к Ирландии. Вторые — максимального подчинения Лондону.
Что касается властей Великобритании, то трудно признать, что они относятся к представителям обеих общин одинаково. Так, каждый июль в Белфасте проходит "марш оранжистов". Протестанты празднуют победу над католиками аж 1690 года, следуя через католические кварталы города. До сих пор британские власти не запретили ни одного такого мероприятия, которое каждый раз оборачивается столкновениями с католиками. И католикам от полиции достается куда больше, чем протестантам.
Читайте также: "Кельтский тигр" угодил в долговую яму
Нынешняя миссия Елизаветы Второй лишний раз призвана показать, что с насилием пора заканчивать. Однако до решения проблемы Северной Ирландии еще явно далеко. Местные католики не хотят оставаться подданными королевы, предпочитая гражданство Ирландской Республики. Для протестантов же такой поворот событий — страшный сон. Сама Ирландская Республика признала Ольстер независимой от себя частью, но насколько искренне? Просто сил бороться с Англией у нее пока нет.
Так что вопрос о будущем Северной Ирландии еще не раз даст о себе знать.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"