Канада и Россия - союзники в Арктике?

Россия начала во вторник инспекционные полеты над территорией Канады в рамках программы "Открытое небо". В Канаде существуют мнения, что они будут использованы для слежения за военными и другими объектами в Арктике. Опасения подогревает недавний арест по подозрению в шпионаже в пользу России офицера канадской военно-морской разведки. Эти объективные страхи, однако, не заглушают призывы объединиться, чтобы противостоять попыткам США и Китая протолкнуть "международный статус" региона.

Инспекционные полеты, начавшиеся во вторник, продлятся три дня. Интересно, что по договору "Открытое небо", который подписали 34 страны, российские самолеты летали над территорией Канады значительно реже, чем канадские — над российской. В последний раз Ту-154М проинспектировал военные и другие объекты соседа по Арктике в 2004 году. А канадцы в тот же время инспектировали по четыре раза в год, очередной наблюдательный полет прошел на прошлой неделе.

Читайте также: "Шпионы" России в Арктике достают Канаду

Конечно, сведения, которые снимают датчики, не могут стать достоянием общественности, однако тот факт, что российские военные вдруг "проснулись", свидетельствует о том, что в Канаде у них появились некие новые объекты для инспекции. Вероятно, это объекты эксплуатации и военная активность на арктическом шельфе и вокруг него. Тем более, что теперь с Канадой есть спорные территории. Речь идет о подводном хребте Ломоносова, проходящем от Новосибирских островов России через центр Арктического океана до канадского острова Элсмир. Канада оспаривает поданную в прошлом году заявку в Комиссию ООН на принадлежность хребта России на основании того, что он является продолжением ее территориального шельфа.

Кроме того, это первая инспекция после ареста в январе офицера канадской военно-морской разведки Джеффри Дилайла по обвинению в шпионаже в пользу России. "Конечно, договор существует, но мы должны быть очень и очень осторожны и не забывать прошлые случаи со шпионажем. Мы не должны забывать, что отношения между Россией и Канадой не всегда были дружественными даже 20 лет назад, так что кто знает, что произойдет за следующие 20 лет", — полагает профессор политологии Королевского военного колледжа Канады Хучан Хасан-Яри, которого цитирует канадская газета National Post.

Инспекцию осуществляет специально оборудованный Ту-154М Лк-1. В настоящее время ведется подготовка к сертификационным испытаниям совершенно нового самолета для инспекций — Ту-214ОН, который в прошлом году был построен на авиазаводе в Казани и демонстрировался на последнем Московском авиасалоне.

Однако на фоне этих опасений, которые, впрочем, небезосновательны, гораздо громче звучат голоса о том, что Канаде в лице России в стратегическом арктическом регионе надо искать союзника, особенно в противостоянии США. Так, известный автор книги "Кто в Арктике хозяин?", профессор Университета Британской Колумбии Майкл Байерс опубликовал 9 июня в газете The Moscow Times статью "Канада поможет России с Северным морским путем". Он пишет, что побережье Северного Ледовитого океана принадлежит главным образом в России и Канаде, и надо всячески препятствовать попыткам других стран изменить статус "внутренних вод" на статус "проливы международного пользования".

"Настало время для выработки совместной российско-канадской позиции по правовому статусу Северного морского пути и Северо-Западный прохода — пока не стало слишком поздно", — пишет автор, полагая, что главный их оппонент — США. Действительно, контроль над Северным морским путем приносит России немалые прибыли, так как любое иностранное судно должно нанимать российское сопровождение. А с учетом отступления арктического льда этот путь может в будущем стать главным морским торговым путем между Европой и Азией, а также Европой и западным побережьем Америки. Об этом говорил российский президент. И это очень хорошо понимают китайцы, не имеющие никакого отношения к Арктике, но целенаправленно отправляющие туда одну экспедицию за другой. Цель у них одна — сделать правовые отношения в Арктике аналогичными таковым в Антарктиде, то есть международными.

Поэтому Байерс прав в том, что у России и Канады одинаковые подходы по правовому статусу шельфа — это секторный раздел акватории прилегающими странами. В этом контексте на долю России приходится 9,3 миллиона квадратных километров пощади Арктики (44 процента), Канады — 4,3 миллиона квадратных километров (21 процент), Норвегии — 2,7 миллиона квадратных километров (13 процентов), США — 1,7 миллиона квадратных километров (8 процентов). А вот США свои стратегические интересы продвигают через транснациональные кампании и Норвегию, имеющую большой опыт добычи углеводородов на шельфе в суровых климатических условиях. Кроме того, дополнительный метод — это формирование в СМИ негативного отношения к России и Канаде.

В этом смысле очень показателен опубликованный 23 июня доклад канадского Минобороны, анализирующий "решение России сформировать две бригады для защиты своих интересов в Арктике, а также проводимые ею исследования морского дна в данном регионе". По мнению экспертов, которых цитирует газета National post, эти действия "не представляют угрозы для Канады".

"Хотя многие обозреватели подавали это в прессе как провокационные действия со стороны России в Арктике, нет никаких серьезных оснований для тревоги, — пишут составители доклада. — У России есть право размещать своих военнослужащих в любом месте на собственной территории".

Напомним, что Россия планирует к 2015 году сформировать первые арктические сухопутные бригады с базированием в Мурманске, а до 2020 года — около 20 пограничных пунктов, и передать Северному флоту для охраны Северного морского пути восемь подлодок класса "Северодвинск". "В перспективе Арктика — новый театр военных действий. Поэтому решение руководства нашей страны наращивать боевую морскую группировку на Севере — это решение очень правильное", — пояснил бывший генеральный инспектор министерства обороны РФ адмирал флота Иван Капитанец.

Читайте также: Арктические дыры прикроют пограничники

Канада тоже не стесняется увеличивать военную мощь в регионе. Правительство Стивена Харпера впервые представило свой проект арктической военной программы развития в 2007 году. "Канада имеет выбор, когда речь идет о защите ее суверенитета в Арктике. Мы или будем использовать ее, или потеряем", — сказал тогда премьер. Новый арктический канадский флот будет стоить налогоплательщика 2,92 миллиарда долларов. В настоящее время строится мощный ледокол стоимостью 680 миллионов долларов, нескольких патрульных кораблей и центр для подготовки военнослужащих к ведению боевых действий в условиях Севера.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"