История отношений России и Германии, 1000-летний юбилей которых отмечает выставка в Историческом музее, убеждает, что нашим странам никуда друг от друга не деться. Слишком многое нас связывает — гораздо больше, чем две мировые войны.
"Куда ни глянь, одни немцы в России. Иной немец больше русского въелся в русскую землю", — писал в конце XIX века искусствовед Дмитрий Ровинский. И действительно, в 1914 году в стране проживало более двух миллионов выходцев из Пруссии. По своей численности они занимали пятое место среди 110 народностей, проживавших в то время в Российской империи.
Такая массовость возникла неслучайно. В свое время императрица Екатерина Великая издала указ, по которому жители европейских государств могли беспрепятственно переселяться в Россию. Причем государство им за это еще и приплачивало — освобождало от налогов и давало субсидии на обзаведение хозяйством.
Читайте также: Блиц-криг не удался. 10 лет в плену
"В Европе то чума, то холера. К тому же там было довольно сложно найти работу. Неудивительно, что множество немцев с радостью начали переселяться в Россию", — рассказывает Наталья Каргаполова, куратор выставки, открывшейся в Историческом музее, — "Русские и немцы: 1000 лет истории, искусства и культуры".
Приезжали не только ремесленники, торговцы, землепашцы, но и специалисты высокой квалификации — ученые, врачи. В общем, тогдашние "гастарбайтеры" были преимущественно немцами. И селились они, кстати, по всей территории тогдашней империи — вплоть до Тихого океана.
Немецкий вклад в развитие российского государства оказался весьма существенный. Если в светских салонах царила мода на все французское, то в науке, образовании и государственном управлении неоспоримое преимущество имели немцы.
"Они весьма успешно делали карьеру при дворе — считалось, что на немцев можно положиться", — говорит Наталья Каргаполова. Для созданной им Академии наук Петр Первый также приглашал немецких ученых. А потом они уже приезжали сами, как, например, филолог Василий Радлов. Увлекшись уральскими и алтайскими языками, он переехал жить в Россию, где вместо Вильгельма стал Василием Васильевичем.
Читайте также: Назвавшись Гансом, немцем не станешь
Врач Федор Геблер не смог найти работу по специальности в родной стране и заключил шестилетний контракт с российской медицинской службой. Со временем принял русское подданство, увлекся наукой, став одним из знаменитых исследователей Алтая и был принят в Академию наук.
В Барнауле, где он поселился, Федор Геблер основал первый в Сибири музей естественной истории, для которого заказывал чучела экзотических животных из Берлина. Кстати, Барнаул, в котором Геблер прожил практически всю жизнь, в те времена носил гордое звание "Сибирских Афин" — за высокий уровень развития науки и искусства.
Многие века Россию и тогдашнюю Германию связывали крепкие торговые узы. В 1874 году эта страна даже получила приоритет в торговле с российским государством, который долгое время имела Англия. Кроме того, Пруссия считалась главным союзником России. Впрочем, столь высокий статус отношений не помешал немецкому дипломату Сигизмунду Герберштейну написать свои знаменитые "Записки о Московии", где он вывел местных жителей чуть ли не дикарями и варварами.
Этот труд, на который впоследствии ссылались большинство авторов, писавших о России, стал весьма популярен в Европе. Но у немцев сохранились о русских и другие воспоминания. "В эпоху антинаполеоновских войн немцы страшно боялись входа войск атамана Платова.
Читайте также: Преемники Гитлера порадовали британцев
Каково же было их удивление, когда "ужасные казаки" оказались галантнейшими кавалерами. Местные жители оставили о них немало восторженных отзывов", — рассказывает Наталья Каргаполова. Правда, эти отзывы хранятся в архивах и почему-то совершенно неизвестны широкой читательской аудитории.
На открытии выставки в Историческом музее прозвучала мысль, что русский и немецкий народы на самом деле очень близки. Бесспорно, доля истины в этом есть. Но эта близость все-таки имела вполне конкретные границы.
Хотя все приезжающие в Россию немцы присягали на верность российскому царю, полной ассимиляции от них никто не требовал. Кто-то из них менял фамилию на русскую и переходил в православие. Но многие сохраняли и веру, и обычаи. Причем даже селились немцы всегда отдельно — как в больших городах (вспомним хотя бы московскую немецкую слободу, куда любил ходить Петр Первый), так и в сибирских землях, создавая свои поселения. Там у них все было по-своему: школы с преподаванием на немецком, свои газеты, свои праздники, не говоря уж о кухне.
"В начале XX века в газетах даже развернулась широкая полемика по поводу этой обособленности немцев — стоит ли им ее позволять", — рассказывает Наталья Каргаполова. Чем закончилась эта дискуссия, известно — Первой мировой войной.
Неудивительно, что и русские, в свою очередь, относились к немцам, пусть и долго прожившим в России, если не как к чужим, то все-таки как к каким-то другим людям. Известная поговорка "что русскому здорово, то немцу смерть" тоже не на пустом месте появилась.
Читайте также: Карикатурами против исламизации Германии
Может, поэтому самым популярным немецким героем в России оказался барон Мюнхгаузен. Именно этому литературному персонажу установлены два памятника на территории России — в Москве и Калининграде, один на Украине еще во времена Советского Союза и еще один недавно появился в Приднестровье. Реальный прототип героя в свое время 15 лет прослужил в России в первой половине XVIII века. И основная часть рассказов о нем как раз и посвящена этому периоду его жизни.
Ну, а популярность Мюнхгаузена в России, видимо, объясняется просто: он всегда умел "вытащить себя за волосы" из самой, казалось бы, безвыходной ситуации. Неудивительно, что именно эта черта, может, и не вполне характерная для большинства немцев, так полюбилась русским.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"