Более 50 китайских городов на глазах уходят под землю — из-за непрерывного проседания почвы. В этом виновато в первую очередь чрезмерное потребление грунтовых вод, в результате чего под многими китайскими городами, в частности, Пекином, образовались самые крупные в мире подземные воронки. Но этим экологические проблемы страны не исчерпываются.
В Китае испаряются озера, высыхают реки, 75 процентов лесов вырублено. А из-за уничтожения верхнего слоя почвы земля превращается в пустыню, которая засыпает песком города и даже соседние страны. Таким образом, страна расплачивается за небывалые темпы экономического развития и страсть к необузданному потреблению.
"Когда в 1986 году я впервые оказался в Шанхае, там было лишь несколько высотных зданий. Спустя 20 лет их число выросло до 4000, это почти в два раза больше, чем в Нью-Йорке. Площадь строящихся сейчас в Пекине офисных и жилых зданий — это три Манхэттена", — уже по одной этой "картинке" из книги "Куда пойдет Китай, туда пойдет мир" профессора кафедры современной китайской истории Оксфордского университета Карла Герта можно оценить темпы экономического и промышленного роста страны.
Читайте также: Китай укрепят реформами и "дубиной"
Сравнение со Штатами неслучайно: Китай изо всех сил стремится "догнать и перегнать Америку", по крайней мере, по уровню потребления. И в некоторых сферах ему уже это удалось. Стали и мяса здесь потребляют в два раза больше, чем в США. К подобным же показателям приближается использование зерна и угля. Китайцы хотят жить по американским стандартам, и можно ли их в этом упрекать? Но чем обернется безудержный китайский рост?
Если количество автомобилей на душу населения достигнет здесь американского уровня, китайцам придется заасфальтировать территорию, почти равную площади всех возделываемых сегодня земель. А потребность страны в нефти превысит объемы ее мировой добычи, предупреждает Карл Герт.
В его книге отдельная глава посвящена экологическим проблемам современного Китая. Их размах производит не меньшее впечатление, чем все другие перемены в стране за последние двадцать лет. Например, возросшая потребность в мясе и шерсти привела к появлению огромных стад коров, коз и овец. В результате на китайских равнинах уничтожены огромные площади травы. Верхний слой почвы разрыхляется, и земля превращается в пыль и песок. Только в Пекин ежегодно наносится полмиллиона тонн песка. А вообще за последние годы пустыня поглотила несколько тысяч поселений.
"По сути дела, Китай стал главным мировым экспортером пыли — десятки миллионов тонн китайской пыли и сажи ежегодно уносятся воздушными течениями в Корею и Японию и даже долетают до западного побережья США", — пишет Карл Герт. Еще страшнее по своим последствиям ситуация с потреблением воды. В марте Министерство земли и природных ресурсов КНР опубликовала отчет, согласно которому, под более чем 50 китайскими городами зафиксировано постоянное проседание почвы, сообщает издание "Великая эпоха". Особенно серьезная ситуация в таких крупных городах, как Пекин, Шанхай, Тяньцзин, Ханьчжоу, Сиан.
Читайте также: "Истина познается... в мусоре"
Этот процесс начался не вчера: например, Шанхай за 100 лет опустился на 3 метра, но в последние годы он значительно ускорился. За последние 30 лет поверхность земли в городе Цанчжоу восточной провинции Хэбэй опустилась на 2,4 метра. Местная больница, которая изначально имела три этажа, в результате стала двухэтажной — часть здания просто ушла под землю. Разрушаются мосты, железные дороги, на домах появляются трещины.
К примеру, Шанхай истратил уже 12 миллиардов долларов на починку треснувших стен, укрепление фундаментов и ремонт дорог. Главной причиной "ухода под землю" эксперты называют чрезмерное потребление грунтовых вод. С каждым годом стране требуется все больше водных ресурсов — для промышленности, сельского хозяйства и бытовых нужд. 85 процентов пахотных земель северного Китая нуждаются в орошении, но чтобы добраться до воды, крестьянам приходится бурить скважины 300 метров глубиной.
В результате бурного экономического роста вода уходит из Китая: испаряются озера, тают ледники, высыхают реки. Карл Герт приводит весьма впечатляющий факт: за последние 20 лет в провинции Хэбэй, окружающей Пекин, из тысячи озер осталось несколько десятков. При этом вода в реках зачастую страшно загрязнена: только в Янцзы — крупнейшую реку Азии — Китай сливает миллиарды тонн неочищенных сточных вод. Цена китайских товаров относительно дешева — в том числе и за счет пренебрежения экологическими нормами. Но реальная цена, которую жители страны платят за экспансию на мировой рынок, неизмеримо выше.
Например, сегодня в Китае на 100 долларов можно купить несколько кашемировых свитеров, которые во всем остальном мире стоят гораздо дороже. Для производства одного кашемирового изделия требуется шерсть от двух-трех коз. И если пастбищ в Китае примерно столько, сколько в США, то поголовье крупного рогатого скота на 10 миллионов голов больше, а овец и коз — на 400 миллионов.
Читайте также: Они делают историю: Ху Цзиньтао
Как справедливо замечает Карл Герт, миллионы невозмутимо жующих траву коров и коз — это не пастораль, а триллер. Вслед за плодородными землями в стране исчезают и леса: рост экспорта изделий из дерева привел к уничтожению 75 процентов лесов. Правительство пытается ограничить вырубку деревьев, и эти меры заставляют китайцев искать древесину за границей и покупать незаконно вырубленный лес. В основном в России.
Вообще, все экологические бедствия, которые сегодня переживает КНР, касаются нашей страны напрямую. Представители китайского Министерства экологии уже откровенно говорят о том, что в ближайшие десятилетия в Китае появятся более 150 миллионов экологических мигрантов или беженцев. Куда хлынет эта армия голодных китайских мигрантов? Карл Герт не сомневается, что в Сибирь.
Помимо увеличивающейся ежегодно на четыре тысячи квадратных километров пустыни, китайским городам угрожают еще и мусорные свалки. Вокруг Пекина, Шанхая, Тяньцзиня и Чунцина не менее семи тысяч мусорных свалок. 70 процентов всех выбрасываемых в мире компьютеров и прочей оргтехники оказываются в Китае, где местные жители — в основном дети — пытаются добыть из них ценные металлы.
Некоторые города на границе с Гонконгом уже превратились в развалы выброшенной электроники. Выводы, которые делает Карл Герт, пессимистичны. Мировая экономика ждет от Китая дальнейшего роста. Но мало кто задумывается, к чему этот рост ведет. Ведь Китай не изолированная система, и значит, ее экологические проблемы так или иначе затронут весь остальной мир.
Насчет того, что существующие в стране проблемы решит демократия и сопутствующие ей гласность и открытость, ученый также сильно сомневается. Главным образом потому, что подобное мнение высказывают жители тех стран, что привыкли вывозить собственные отходы и мусор в третий мир — тот же Китай. Поскольку их демократия им этого не запрещает. Итак, Китай "успешно" проедает свое собственное будущее. И пока непонятно, что может остановить этот процесс.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"