Уничтожение Ливии привело к миграции многих племен, поддерживавших Каддафи, в соседние страны. Речь идет о туарегах, которые подняли в Мали восстание, за 72 часа завоевали две трети страны и провозгласили независимое государство Азавад. Запад оказался в положении "грогги", формальный выход был найден, но кажется, что уже ничто не остановит наступление "Аль-Каиды" и исламистов.
Туареги ассоциируются с некими экзотическими "американскими индейцами" в Африке, которые носятся на лошадях, совершая набеги на караваны и незадачливых путешественников. Однако в связи с недавним военным переворотом в Мали, беднейшей стране в Африке южнее Сахары, они заставили говорить о себе не как о пастухах, а как о народе, способном решить судьбу не одной страны.
22 марта восстание солдат в казарме Кати, в 10 километрах от президентского дворца в Бамако, превратилось в военный переворот, приведший к свержению президента Амаду Тумани Туре. Спасителем народа объявил себя капитан Амаду Саного, который, по мнению французской газеты 20minutes, пользуется "широкой поддержкой улицы". Этого, вероятно, оказалось достаточно, чтобы он взял на себя руководство страной и армией.
Читайте также: Ливийские метастазы Мали
Амадо объяснил свои действия неспособностью свергнутого правительства бороться против "синих людей" (прозвище туарегов из-за накидки или платка синего цвета), которые в середине января подняли восстание на севере страны. Северное Мали на территории пустыни Азавад (Azawad) называют страной туарегов, они компактно (около шести миллионов) проживают также на территории Ливии, Мавритании, Нигера. Туареги, живущие патриархальными племенами, в значительной степени поддерживали Муаммара Каддафи. После падения ливийского лидера и его убийства многие из них покинули Ливию, опасаясь репрессий со стороны нового правительства или других племен.
Организованные под знаменами национально-освободительного движения Azawad (MNLA), привыкшие к войне в пустыне и превосходящие регулярную армию Мали в мощи, мобильности и силе духа, туареги в ответ на переворот за 72 часа совершили блиц-криг и, захватив две трети страны, взяли важнейшие города Тимбукту, Гао и Кидал. Могли бы взять и Бамако, но почему-то остановились и в пятницу 6 апреля провозгласили независимое государство Азавад.
Читайте также: Ливия без Каддафи: хаос и распад
Запад и Африканский союз осудили провозглашение независимости, Париж назвал ее "недействительной". Но по большому счету Запад оказался в ситуации "грогги", никто не знал, как решать новую проблему. Очевидно, что поддержка туарегов как союзников Каддафи не входила в его планы. Но в то же время нельзя было поощрять и "революционное правительство" капитана, поскольку, помимо морального аспекта проблемы, он был признан "слишком слабым" для того, чтобы организовать им отпор.
И вот два дня спустя формально выход был найден. 8 апреля свергнутого президента нашли в одной из гостиниц столицы и "попросили" отречься от власти, что он и сделал "из любви к Родине". Туре передал письменное уведомление об этом министру иностранных дел Буркина-Фасо Джибрилю Бассоле, лидеру группы переговорщиков, представляющих Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС). Достигнута договоренность в течение 40 дней под руководством Бассоле провести подготовку и новые выборы президента и парламента.
Но, судя по тому, как западные СМИ муссируют вопрос о том, что "за туарегов воюют" исламистские вооруженные группировки, оставлена лазейка, чтобы решить проблему самоопределения государства Азавад военным путем. Среди лидеров нового государства называется салафитская группировка Ansar Dine ("Защитник веры"), возглавляемая вождем туарегов Эйадом Аг Гали (Iyad Ag Ghaly). Он же якобы представляет "Аль-Каиду" в странах Магриба и "хочет навязать законы шариата по всему Мали", пишет 20 minutеs .
Эта группировка джихадистов, по мнению французской газеты, играет ведущую роль в борьбе туарегов за независимость и заявляет, что будет вести ее во имя ислама. Французские СМИ подчеркивают, что восстание на Севере организовали исламисты и представители "Аль-Каиды", но, как говорится, а где их сейчас нет?
Читайте также: Туареги Каддафи ударят ураном по Западу
Капитан Амаду Саного очень хорошо понимает, что исламистская угроза — это его единственная козырная карта и вовсю играет на повышение. В интервью Le Monde он призвал Запад провести в северных районах Мали вооруженную операцию против "вооруженных исламистских групп". "Если великие державы смогли пересечь океан для борьбы с этими структурами фундаменталистов в Афганистане, что мешает им прийти на помощь нам? Наш комитет хочет блага для страны. Враг налицо, и он не в Бамако", — сказал капитан Саного.
По просьбе Франции, ситуация в Мали была рассмотрена в среду на Совете Безопасности ООН, который принял заявление с требованием капитуляции власти путчистов в Бамако и окончания военных действий на севере страны. Соединенные Штаты, в свою очередь, приостановили помощь Мали, оцениваемую от 60 до 70 миллионов долларов, и заявили, что рассмотрят вопрос о принятии дальнейших мер. Африканский союз также наложил санкции на хунту в Бамако — запреты на поездки и замораживание счетов капитана Амаду Саного.
Однако с учетом того, что путчист пошел на сотрудничество, санкции против него могут быть отменены. Но все это не снимает вопроса о переделе Африки не в пользу Запада. По данным Oxfam, более 200 тысяч малийцев покинули свои дома с января. Они ушли в соседние страны, где ситуация тоже нестабильная. Какая следующая страна Африки полыхнет в ближайшее время?
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"