Шумиха вокруг стихотворения лауреата Нобелевской премии по литературе Гюнтера Грасса отвратительна своей предсказуемостью. Кажется, что вот-вот договорятся до того, чтобы лишить немецкого писателя Нобелевки. "Не могу молчать!" — это крик души, а не пиар. Вот только ни эсэсовское прошлое Грасса, ни навязываемый ему антисемитизм тут ни при чем.
Публикуя вчера в Süddeutsche Zeitung свое стихотворение Was gesagt werden muss ("То, что должно быть сказано"), Гюнтер Грасс отдавал себе отчет в том, что подставляет себя под удары либералов и всех тех политиканов, кто спекулирует на тему холокоста. Об этом черным по белому сказано в написанном белым стихом произведении. Стихотворение Грасса было опубликовано в Германии, Испании и Италии на трех европейских языках. Как пишет "Франкфуртер Рундшау", редакция газеты "Нью-Йорк Таймс" пребывала в замешательстве, им якобы никто не предлагал напечатать эти стихи. Несмотря на лихой слоган: "Все новости достойные печати", — не все достойное попадает на страницы этого издания.
В стихотворении Грасса, в частности, говорится о том, что "атомная держава Израиль угрожает и без того хрупкому миру" и готовится нанести превентивный удар по Ирану. Грасс призывает не поставлять в Израиль очередную немецкую субмарину класса "Дельфин", способную нести на борту ядерное оружие. "Я больше не молчу, потому что мне опостылело лицемерие Запада", — признается в стихах Гюнтер Грасс. Как гражданин, писатель абсолютно не хочет соучаствовать в готовящемся на его глазах преступлении.
Читайте также: Сможет ли Израиль ударить по Ирану?
Первым делом Грассу тотчас же припомнили его собственное признание в том, что 17-летним юношей он служил в десятой танковой дивизии СС "Фрундсберг". Замалчивая о всего лишь полугодовой службе безусого юнца, критики писателя делают упор на том, что он молчал почти 60 лет. В 2006 году Грасс опубликовал свои мемуары "Луковица памяти", в которых откровенно признался, что состоял в рядах Ваффен-СС, но не сделал ни единого выстрела и не совершил военных преступлений.
Обвинители даже не удосужились сделать скидку на видимый невооруженным глазом момент. Сделай "ужасный Грасс" (здесь игра слов: grass - ужасный и Gras - трава) такое заявление раньше, никогда не видать ему зелени нобелевских полян. Давно известно, насколько политически ангажирован и пристрастен Нобелевский комитет.
Как только в адрес писателя отзвучала похабщина "первой волны", мы услышали более взвешенные оценки и конструктивную критику. Среди хора обвинений в антисемитизме, брошенных в лицо 84-летнему писателю, прозвучали голоса в его защиту. Израильский историк Том Сегев (Tom Segev) в интервью Немецкому радио отметил, что Гюнтер Грасс "не антисемит и не настроен антиизраильски". При этом Сегев остроумно заметил, что ему никто не мешает одновременно читать "беллетристику Гюнтера Грасса и аналитический обзор производства атомной бомбы, сделанный прежним шефом разведки Моссад". Правда, мы уже знаем чего стоят аналитические доклады разведки на печальном примере диктатора Саддама Хусейна и его готовности к химической войне. Он был виноват уж тем, что администрация Буша хотела его скушать, даже несчастные курды не волновали их.
Читайте также: ИноСМИ готовят мир к удару по Ирану
Нужно отметить один положительный момент во всей этой заварухе. Если политики всей толпой и со всей своей неуемной прытью довольно агрессивно накинулись на Грасса, то заступились за нобелевского лауреата деятели культуры.
Президент немецкого ПЕН-центра Йохано Штрассер (Johano Strasser) в интервью радиостанции NDR вступился за Грасса и предостерег от экспорта оружия израильскому правительству, которое делает вид, будто бы война против Ирана неминуема.
На страницах Mitteldeutsche Zeitung президент Немецкой академии искусств Клаус Штэк (Klaus Staeck) высказался в защиту Грасса в том смысле, что "нужно уметь сказать верное слово без того, чтобы тебя представили как врага Израиля". Он находит неуместным сразу же навешивать на человека ярлык антисемита. Поскольку "право на свободу слова на стороне" Грасса и он разделил свою озабоченность "с огромным количеством людей".
Ранее в официальном заявлении Государства Израиль в Германии отмечалось: "То, что должно быть сказано, — это то, что обвинения евреев в ритуальных убийствах являются европейской традицией. Раньше это были христианские младенцы, чью кровь евреи якобы использовали для приготовления мацы. Сегодня это иранский народ, который еврейское государство якобы хочет стереть с лица земли".
Позже бывший посол Израиля в ФРГ Ави Примор (Avi Primor) публично дезавуировал обвинения писателя в антисемитизме. "Я придерживаюсь мнения, что Гюнтер Грасс не антисемит и не враг Израиля", — сказал Примор в беседе с корреспондентами Berliner Zeitung. Он лишь пожурил литератора за отсутствие у того подлинной информации о межгосударственных взаимоотношениях и дипломатично избегнул традиционных упреков в том, что писатель — бывший эсэсовец и ненавидит евреев.
Читайте также: Евреи Европы оседлали чемоданы
Однако, по мнению посла, Гюнтер Грасс "неверно оценивает конфликт с Ираном. Он не понимает, о чем здесь идет речь. Израиль — это единственное государство на Земле, которому открыто грозят уничтожением — и эта угроза исходит именно от иранского руководства. Эти люди могли бы не только создать ядерное оружие, но даже передать его террористическим организациям. При этом ситуация полностью вышла бы из-под контроля Израиля".
Депутат от СДПГ Рольф Мютцених (Rolf Mützenich), занимающийся в бундестаге внешнеполитическими вопросами, на страницах Weli-online, также упрекает Грасса в неверной оценке конфликта. Называть иранского президента Махмуда Ахмадинежада "бахвалом", в то время как он силой подавляет в своей стране оппозицию, опасная "недооценка", считает политик.
В заключение хотел бы отметить, что во время написания данной статьи, ее автор просмотрел страницы Рунета и пришел к выводу — русский интернет дает убого выборочную информацию вокруг этого скандала. Видимо, есть заинтересованность в том, чтобы представить дело так, будто бы против Гюнтера Грасса ополчилась вся демократическая общественность и "лучшие люди" планеты. Как видно по западным публикациям, это далеко не так. Заблуждением можно считать также безусловное и безоговорочное осуждение как писателя, так и высказанной им точки зрения.
Особенно лживыми выглядят возмущенные стихотворением Грасса те деятели, которые в упор не замечают нацистских маршей в Прибалтике. Думается, это проистекает не от уважения к авторитету писателя или веры в силу слова, а от фарисейства и лицемерия.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"