Некий латышский националист угрожает "нетитульной нации" расправой, подобной той, что учинил в Норвегии Андерс Брейвик. Все запросы активистов русских организаций пока что остаются без ответа. Оно и понятно: ведь образ "русского врага" власти сами усиленно создавали 20 лет. Но в итоге дело может кончиться бедой. Брейвика тоже всерьез не воспринимали.
Представители русских организаций Латвии бьют тревогу. Некий латышский националист угрожает "нетитульной нации" расправой, подобной тому, что учинил в Норвегии ставший знаменитым Андерс Брейвик. Все запросы правозащитников латвийские власти пока оставляют без ответа.
3 июня на электронные адреса партии ЗаПЧЕЛ ("За права человека"), а также ряда общественных организаций, отстаивающих интересы русскоязычного населения Латвии, пришли три письма с угрозами. Текст был следующий: "ВЫ ПРИХВОСТНИ МОСКВЫ — ИДИТЕ ПРОЧЬ!!! МЫ ИСТИНЫЕ СЫНЫ ЛАТВИИ НЕ ДОПУСТИМ УНИЖЕНИЯ НАШЕГО ЯЗЫКА, ЯЗЫКОМ ОККУПАНТОВ. ЕВРОПАРЛАМЕНТ — ЭТО ВЫГРЕБНАЯ ЯМА ДЛЯ РУСКИХ СВИНЕЙ. НОРВЕГИЯ ТОЛЬКО НАЧАЛО!".
Читайте также: Латвия нашла "скрытые угрозы" от России
Спустя пару дней активист общества "Родной язык", юрист Илларион Гирс направил в Генпрокуратуру Латвии письмо, где призвал провести проверку по факту соответствующих угроз, присланных с ящика некоего Маркуса Домбровскиса. То, что под Норвегией имелся в виду именно случай с Брейвиком — сомнений мало.
По словам Гирса, он уже не первый раз просит правоохранителей разобраться с выходками радикальных латышских националистов. Так, учащиеся 1 Латышской гимназии в Риге пытались не пустить в стены учебного заведения активистов русскоязычных организаций. На двери висела нецензурная бумажка с указанием, куда пора отправить "русских свиней". Ответ от правоохранителей до сих пор не получен.
Особой надежды на полноценное расследование нет и в данном случае. И потому Гирс собирается собрать все случаи бездействия правоохранительных органов в вопросах откровенного разжигания национальной розни и передать их в Европейскую комиссию против расизма. Правда, и там Латвию до сих пор лишь легонечко журили, и никаких санкций не предпринимали.
Со своей стороны, Латвийский комитет по правам человека (ЛКПЧ) призвал всех, кто получил угрожающее письмо, переслать его в Полицию безопасности Латвии. При этом бывший депутат Сейма Владимир Бузаев подчеркнул, что не кто иной, как сама Полиция безопасности, создает ситуацию, при которой становится возможным существование подобных писем.
"Полиция безопасности может сама возбудить уголовное дело против самой себя, поскольку в ее отчете налицо признаки разжигания национальной розни. Но она этого не сделает. Удивляться этому не приходится. ПБ — часть созданной в Латвии расистской системы. Как часть этой системы она и работает", — отметил Бузаев.
То, что Полиция безопасности не особенно занимается доморощенными "брейвиками", ясно из ее прошлогоднего отчета. В нем приоритет явно отводится борьбе с организациями, подверженными "опасному влиянию России". Мол, российское руководство активизировалось в части создания и координации общественных организаций русскоязычного населения. Обеспокоило ведомство и попытка усилить роль русского языка.
"Охранители всего латышского" крайне недовольны тем, что Россия расширяет свое культурное пространство путем создания русских центров при Балтийской международной академии и Даугавпилсском университете, проведения Дней русской культуры. И, мол, если политика Латвии направлена на консолидацию общества, то политика России — на его разобщение.
Письма от некоего Маркуса Домбровскиса — очень тревожный сигнал. Похоже, что националистическая истерия в Латвии начинает переходить все допустимые границы. До сих пор прибалтийская страна (несмотря на поражение русских в правах) все же выгодно отличалась от стран Средней Азии, где русских периодически убивали. Да и уровень жизни русских в Латвии и Таджикистане, мягко говоря, несопоставим.
Однако когда речь идет о физической расправе — тут уже впору призадуматься. До случая с Брейвиком Норвегия справедливо представлялась одной из самых тихих стран мира. Вызревание этого монстра тамошние спецслужбы откровенно проспали. Теперь то же самое (не дай Бог) зреет в Латвии. Причем образ врага в лице русских здесь, в отличие от Норвегии, растит сама власть.
Появление этих посланий — это приговор всей национальной политике постсоветской Латвии. Вместо того, чтобы сделать Латвию родной для всех (а многие местные русские — это самые что ни на есть коренные жители, ведь на востоке страны существует множество русских деревень), власти сразу же определили, что они — это "пятая колонна", а их язык — язык "оккупантов".
Чествуя латышских эсэсовцев, сражавшихся с Красной Армией, рассказывая о годах "тьмы" в составе Российской империи и Советского Союза, вводя паспорта неграждан и поражая русских в правах, руководство Латвии может накликать беду. Многие молодые люди и люди с подвижной психикой воспринимают все слишком буквально. Неровен час — и они возьмут в руки оружие.
Читайте также: Эсэсовские уроки патриотизма в Латвии
Естественно, что в ответ на выстрелы с латышской стороны при отсутствии должной реакции властей русские тоже возьмут в руки оружие. А тут уже удержать обстановку в рамках политической борьбы будет крайне трудно. Разумеется, писать апокалиптический сценарий пока что рано. Дальше электронных писем дело может и не пойти. Между словами и делами существует очень большая разница.
Однако Брейвик тоже сначала вел словесную войну. Не пропустить бы появление такого и в пока что тихой Латвии.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"