Продолжающиеся беспорядки в Сирии могут перекинуться на соседний Ливан. В минувшие выходные обстановка в северной столице страны Триполи резко обострилась. Вооруженные сторонники и противники режима Башара Асада вступили в конфронтацию между собой вечером в субботу. Накануне власти арестовали суннита Шахди Мавлави по подозрению в терроризме.
В ответ исламисты устроили в городе манифестацию, которая переросла в массовые столкновения с алавитами. В ходе боев с применением стрелкового оружия и гранатометов было убито, по меньшей мере, три человека, в том числе военнослужащий. После этого правительство перебросило в Триполи элитные части ливанской армии, чтобы остановить кровопролитие. Армейские части натолкнулись на сопротивление вооруженных до зубов боевиков. Во многих районах Триполи не прекращается канонада. По сообщениям агентства AFP, уже погибло восемь человек.
Читайте также: Наблюдатели ООН не остановили бои в Сирии
Салафиты, требующие освобождения Мавлави, настроены решительно. "Если армия попытается нас остановить, мы будем сражаться, невзирая на возможные потери" — цитирует слова одного из активистов движения Абделя Кадера Хамида газета Le Monde.
Напомним, что массовые столкновения между алавитами и суннитами в Триполи уже имели место в феврале 2012 года. Тогда военные блокировали районы Баб Таббана и Джебель Мохсен, чтобы не допустить эскалации насилия.
В настоящее время власть в Ливане находится в руках правительства, сформированного Наджибом Микати летом 2011 года. Министерские портфели распределены в основном между суннитами, шиитами и христианами-маронитами.
Как известно, кандидатуру Микати на выборах поддержала шиитская террористическая организация "Хизбалла". Однако все предположения о том, что новый ливанский премьер превратится в ее ставленника, оказались неверными. Позиции "Хизбаллы" достаточно сильны, но правительство Микати проводит самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, направленную на сохранение пусть шаткого, но мира внутри страны.
Официальный Бейрут не поддерживает ни одну из сторон в продолжающемся сирийском конфликте. "Ливан не заинтересован во вмешательстве в сирийский конфликт. Тем более, что Ливан, где общество разделено отношением к событиям в Сирии, не может изменить ход событий, даже если все ливанцы и правительство страны встанут на сторону сирийского режима, или наоборот — на сторону оппозиции. Любая позиция будет вредной для ливанского общества, и я не допущу этого", — заявил ливанский премьер в своем недавнем интервью телеканалу Euronews.
Один из наиболее последовательных противников режима Башара Асада — суннитский лидер Саад Харири, возглавлявший страну в 2009–2011 году. В августе прошлого года Харири призвал ливанское правительство открыто поддержать народное восстание в Сирии. "Бейрут не должен поддерживать репрессии, к которым сейчас прибегает правительство Сирии в борьбе против своего народа. Весь мир считает, что правящие силы в Сирии ведут войну против собственных городов", — цитирует слова ливанского оппозиционера Zman. com.
У основателя прозападной коалиции "14 марта" Саада Харири с президентом Башаром Асадом — старые счеты. Его отец, экс-премьер Рафик Харири, был убит в феврале 2005 года террористами, подорвавшими правительственный кортеж. В убийстве Харири подозреваются боевики "Хизбаллы", о чем было заявлено в ходе расследования специального трибунала ООН по Ливану. С резкими обвинениями в адрес сирийских властей и их ливанских сателлитов выступил и Саад Харири, который не сомневался в том, что именно Асад стоял за организацией этого теракта. В марте 2005 года под давлением международного сообщества Сирия объявила о выводе своих войск с территории соседнего государства.
После завершения Второй ливанской войны противники "Хизбаллы" вместе продолжили борьбу за разоружение шиитского сопротивления. 15 февраля 2007 года Харири и его соратники — лидер друзов Валид Джумблат и глава "Ливанских сил" Самир Гигиа — выступили на многотысячном митинге с призывами отправить в отставку президента Эмиля Лахуда и распустить все незаконные вооруженные формирования. Над страной нависла угроза гражданской войны. Для достижения компромисса президентом страны в 2008 году был назначен христианин-маронит Мишель Сулейман, на протяжении десяти лет командовавший вооруженными силами Ливана.
Ливанская армия, сохраняющая относительный нейтралитет, является единственной силой, которая способна развести по углам враждующих суннитов и алавитов. Однако военные пока не в состоянии разоружить боевиков. А недавние террористические акты в Сирии, унесшие жизни десятков человек, в свою очередь, только подогревают радикальные настроения в Ливане, особенно в северных районах, прилегающих к сирийской границе. Местные СМИ сообщают об активизации контрабанды оружия через ливанскую границу в последние месяцы. Точных данных о "подозрительных" военных поставках пока нет. Но тем не менее, среди образцов оружия, изъятого представителями службы безопасности страны, встречается большое количество автоматов, пулеметов и гранатометов, аналогичных тем, что использовались в Ливии, в том числе — французского производства.
Читайте также: Кто натравливает Ливан на Сирию?
В свете всего вышесказанного становится очевидным, что очередные столкновения в Триполи отнюдь не являются стихийными. За беспорядками на севере страны стоят определенные силы, заинтересованные в дестабилизации ситуации внутри Ливана, где пока сохраняется хрупкий мир.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир".