Македония: албанцам мало одного Косова

 

Обстановка в Македонии накалялась весь март. Столкновения в Скопье и Тетово между славянским населением и албанцами заканчивались драками и избиениями. 12 апреля, накануне Пасхи, вблизи Скопье, на берегу Смильковского озера были убиты пятеро македонцев-славян. Полиция распространила снимки места трагедии, где отчетливо виден албанский флаг. После этого в Скопье прошла массовая акция протеста с антиалбанскими лозунгами, которая вылилась в столкновения с полицией.

Власти по-настоящему испугались повторения событий 2001 года. В столице в районах компактного проживания албанцев была проведена невиданная для страны военная операция "Монстр" с участие 800 сотрудников спецслужб. Полиция обыскала 26 структур, подозреваемых в экстремисткой деятельности. Было арестовано 20 человек, пятеро из них после суда были заключены под стражу по подозрению в причастности в совершенных убийствах. После этого 4 и 11 мая албанцы провели в Скопье свои масштабные манифестации. Протестующие скандировали "Аллах Акбар", " Джихад и смерть христианам", размахивали знаками Аль-Каиды и выглядели куда страшнее и весомее своих оппонентов .

Читайте также: Призрак албанского побоища в Македонии

Бывшая югославская республика Македония с ее албанским анклавом на севере после провозглашения независимости Косово стала центром активизации деятельности сепаратистов, мечтающих о создании так называемой "Великой Албании" — единого государства в рамках Албании, Косова и территорий с албанским населением в сопредельных странах. В славянской христианской Македонии их численность составляет около 25 процентов. После военного конфликта 2001 года по Охридским соглашениям македонским албанцам были предоставлены невиданные для русскоязычного населения в Прибалтике права. Это и официальный статус албанского языка в анклаве, и квоты в полиции, и гарантированные места в парламенте и правительстве.

Однако, вдохновленные косовским прецедентом, македонские албанцы хотят большего — отделения от Македонии. Для этого надо представить ситуацию, в которой их права нарушаются. Об этом неустанно вещает, например, лидер албано-американской Гражданской лиги Джозеф Геогварди, который считает, что арест албанцев по подозрению в убийстве на Смильковском озере представляет собой скоординированный "заговор" правительств Македонии и Сербии. "Они пришли к своего рода тайному сговору с целью скомпрометировать свободу, религию и албанские традиции. Албанцы не являются террористами, и это подтверждается историей и нашими давними традициями в Европе ", заявил Геогварди.

Читайте также: Косовский прецедент по-сербски

По его мнению, цель властей, организовавших провокацию — вступление в ЕС и НАТО, для чего необходимо выдумать внутреннего врага. Однако аргумент никчемный. Ни в ЕС, ни в НАТО не принимают, если не урегулированы отношения с соседними странами. Тому пример — Грузия, которой недавно было отказано во вступлении в альянс.

Да, Македония стремится и в НАТО, недаром ее контингент в Афганистане — пятый по численности, и в ЕС, куда стремятся все экс-югославские республики, даже Сербия, которая ради этого отреклась от косовских сербов в Митровице. Но при отсутствии помощи от соседей и России, ее руководству больше ставить не на кого. Министр внутренних дел Македонии Гордана Жанкуловска сообщила, что некоторые из арестованных принимали участие в боевых действиях в Афганистане и Пакистане, являются "последователями радикального ислама", и их мотивом было "разжигание страха и неуверенности" в стране. Ей вторят и македонские эксперты, утверждающие, что убийство пяти человек на Смилковском озере — это классический террористический акт с целью дестабилизации в регионе.

Читайте также: Македония: 20 лет в борьбе за свое "я"

Так, бывший глава югославской службы безопасности (УДБА) Иван Бабановски считает, что это развитие событий по сценарию "Великой Албании".

"Насилие — это неотъемлемая часть мероприятий по созданию условий для изменения границ на Балканах, и оно будет расти в ближайшие месяцы", цитирует Бабановски белградская газета "Вечерние новости".

По мнению Бабановски, власти отреагировали правильно. "В конечном итоге властям придется иметь дело с радикальной группировкой исламистов "УНИКОМ" в Струге, которая непосредственно организована и финансируется Аль-Каидой с 1994 года. Симптоматично и присутствие в Куманово (третий по численности албанский город Македонии) представителей и последователей радикального исламского лидера сербского муфтия Муамера Зукорлича", — сказал Бабановски газете SETimes. Зукорлич возглавляет мусульманскую партию — "Джемийет-эль-Ислами", которая объединяет мусульман сербского происхождения и албанцев из Санджака, Косова и Македонии.

Он же, ссылаясь на данные иранской разведки, утверждает, что Македония, в связи с участием своих солдат в миротворческой операции в Афганистане, была целью террористических атак исламистов, приуроченных к Рождеству. Однако операция была перенесена на Пасху, поскольку предпочтение было отдано атакам в Египте на коптские церкви. Бабановски объясняет, что "сеть Аль-Каиды в Македонии, в дополнение к Косову и Албании — это один из трех основных центров международного исламского экстремизма и терроризма джихада на Балканах".

Версию македонцев подтверждает проалбанский портал Teuhid. net, который специализируется на соответствующем освещении событий на Балканах. Сайт опубликовал план "Балканской весны", которая начинается в Македонии в авторстве некоего Али Шукри, занесенного в черный список в ЕС из-за противодействия Охридским мирным соглашениям. План состоит из семи пунктов. Во-первых, как и в "арабской весне", главная роль отводится СМИ и социальным сетям, которые должны объяснять и призывать к действиям. Во-вторых, Шукри призывает организовывать протесты в городах Македонии и блокировать решения македонского правительства.

Читайте также: Албанская бомба против южных славян

В-третьих, во главе движения должны встать молодые люди, "не зараженные славянским влиянием", в- четвертых, — не допустить к руководству людей, которые имеют интересы в правительстве или парламентских партиях, несущих ответственность за преступления, совершенные против албанцев-мусульман. В пятом, шестом и седьмом пунктах Шукри открыто призывают к восстанию. "Для решения многовековой проблемы мусульман мужчины должны вдохновиться арабской и балканской весной, которая начинается в Македонии", пишет Шукри, который в 2005 году лично принимал участие в избиении и убийствах умеренных имамов и нападении на полицейские участки.

Помимо албанцев, Македонию делят на части и "братья" славяне и их "друзья" греки. Различные силы в Болгарии, Греции, Сербии уже лет двести вообще сомневаются в существовании такой нации как македонцы и предлагают поделить территорию страны на несколько национальных автономий: болгарскую, греческую, сербскую и смешанную греко-славянскую, "предоставив каждой народности свою часть". Поэтому никто из перечисленных соседей особенно не расстроится, если страна перестанет существовать.

Об этом пишет, например, директор Департамента по Восточной Европе Центра международных и стратегических исследований в Вашингтоне, Януш Бугайски, которого цитирует "Аль-Джазира на Балканах".

"Подозрение может упасть на радикальных болгарских националистов — в Болгарии и Македонии, которые не принимают всерьез македонское государство, и рассматривают соседей как часть болгарской нации. Конечно, они приветствовали бы распад Македонии, которая без албанских районов может вновь присоединиться к Болгарии ", — пишет Бугайски, анализируя причины обострения ситуации в Македонии.

Подобные же претензии к Македонии имеет и Греция, которая всерьез обижается на присвоение этой страной имени ее исторической области. В Греции страну называют не иначе как Славомакедония. Греческое официальное мнение таково: анализ ДНК славомакедонцев показывает, что славяне они только на 30 процентов, все остальное от тех народов, которые населяли Македонию до их прихода. Македонцы считают эти притязания не чем иным, как геноцидом своего народа.

Великий сербский политик Никола Пашич сказал: "Тот, кто владеет Македонией, владеет Балканами". Пока славяне спорят с эллинами, кто такие македонцы, с сожалением приходится констатировать, что Македонией ныне владеют США, имеющие здесь крупнейший балканский военный полигон Криволак и отстроившие самую большую американскую военную базу за пределами Америки — Бондстил — в соседнем с Македонией Косове.

Читайте также: С-300 против нового раздела Сербии

А что же Россия? После "козыревщины", уступившей американцам все, что можно, знаменитый поворот самолета Примакова над Атлантикой и не менее знаменитый марш-бросок российских десантников из Боснии в Приштину в 1999 году не стали поворотом в ее политике на Балканах.

Показателем отношения России к Балканам стал вывод из Боснии и Косова немногочисленных российских миротворцев летом 2003 года. Была надежда на последствия Мюнхенской речи Путина, но время показало, что она была не программной, а эмоциональной. Россия не вернулась на Балканы, и занимает неуверенную позицию. Чего стоит трусливая гуманитарная помощь в ответ на отчаянный призыв косовских сербов о помощи.

А интересы у России на Балканах всегда были и есть, поскольку, продолжая мысль Пашича: кто владеет Балканами — тот контролирует Черноморский и Прикаспийский районы, а значит и Кавказ, и поставки российских энергоресурсов. При твердой позиции Москвы Запад всегда идет на удобный для России компромисс. Это показали события в Южной Осетии. Россия могла бы стать защитницей Македонии — этой небольшой, но стратегически важной страны, но, как и на других направлениях, МИД России здесь не работает.