Гитлер был мертв, война проиграна, но в мае 1945 года гросс-адмирал Карл Дёниц возглавил последнее имперское правительство. Как наследники фюрера въехали в рейх, и почему происходившее шоу особенно радовало британцев?
Субботним вечером 30 апреля 1945 года на имя гросс-адмирала Карла Дёница (Karl Dönitz) из Берлина поступила радиограмма, подписанная начальником партийной канцелярии НСДАП Мартином Борманом, в которой личный секретарь фюрера сообщал, что Гитлер назначил главнокомандующего военно-морским флотом рейха своим преемником.
Той же ночью Дениц ответил, что всегда мечтал о "героической борьбе немецкого народа" и обещал вызволить Гитлера из окруженного Берлина. О том, что фюрер был давно мертв, Дениц узнал уже на следующее утро. Отныне он сам стал главнокомандующим вермахта и президентом "Великогерманской империи" — Großdeutsches Reich.
2 мая 1945 года в голштинском городке Ойтин (Eutin) в здании администрации прошло первое заседание последнего немецкого имперского правительства. Центральным пунктом встречи была речь нового главы государства Карла Деница.
Читайте также: Записки из ада: рассказ о Холокосте
Адъютант гросс-адмирала Вальтер Людде-Нойрат (Walter Lüdde-Neurath) так подвел итог первого заседания нового правительства: "Военное положение безнадежно. На современном этапе основной целью правительства должно быть спасение от уничтожения большевизмом по возможности большего числа немцев".
В новой резиденции правительства во Фленсбурге (Flensburg) на протяжении последующих трех недель разыгрывался один из самых странных политических фарсов в новейшей истории Германии. 350 чиновников-ветеранов и девять министров собрались на берегу Фленсбургского залива для спасения нацистского государства.
Появление такого курьезного правительственного кабинета по-настоящему обрадовало союзников, британцы особенно рассчитывали иметь после капитуляции официального партнера для переговоров с немецкой стороны. С этой целью британцы готовы были даже терпеть в оккупированном Шлезвиге крохотный рейх Sonderbereich Mürwik- "Особый район Мюрвик".
Министром внутренних дел был назначен Вильгельм Штукарт (Wilhelm Stuckart) — ставший одиозной фигурой после того, как в 1942 году принял участие в пресловутой Ванзейской конференции, на которой рассматривался план уничтожения европейских евреев. Не лучшим выбором оказался и министр сельского хозяйства Герберт Бакке (Herbert Backe), в течение нескольких лет моривший голодом население занятой немцами Восточной Европы. Группенфюрер СС Отто Олендорф (Otto Ohlendorf), который в качестве командира айнзацгруппы D нес ответственность за убийство в СССР десяти тысяч евреев, стал заместителем государственного секретаря по экономическим вопросам.
Дениц вообще склонялся к тому, чтобы оставить в своих креслах всех прежних гитлеровских ставленников. Так, Альберт Шпер (Albert Speer) оставался рейхсминистром вооружений и военной промышленности, Франц Зельдте (Franz Seldte) по-прежнему руководил трудовыми ресурсами, а Юлиус Дорпмюллер (Julius Dorpmüller) отвечал за почту и транспорт.
Читайте также: Россия напомнила Италии уроки Второй мировой
Особая роль по мысли Деница отводилась бывшему министру финансов при Гитлере графу Лутцу Шверину фон Крозигу (Johann Ludwig (Lutz) Graf Schwerin von Krosigk), назначенного министром иностранных дел и Ведущим министром. Кроме того, он оказывался наследником Гитлера на посту канцлера рейха.
Каждое утро в десять часов новые руководители рейха собирались в старом классном помещении школы мичманов Мюрвика. Роль спикера взял на себя канцлер Крозиг. Министры обсуждали новую эмблему государства, задумывались о реформе правительства и о назначении министра по церковным делам.
Министр транспорта Дорпмюллер, например, утверждал, что он мог бы восстановить инфраструктуру Германии, для чего ему понадобится всего шесть недель, в меморандуме министра внутренних дел Штукарта говорилось о юридических основаниях дальнейшего существования Германского рейха. Государственный секретарь Отто Олендорф предлагал восстанавливать "службу безопасности" — СД.
18 мая вышло предписание Деница о том, чтобы с униформы военнослужащих не снимались эмблемы, знаки различия и армейские награды. Незадолго до этого рейхспрезидент Дениц торжественно вручил своему военачальнику Альфреду Йодлю (Alfred Jodl), после того, как тот подписал акт о безоговорочной капитуляции, дубовую листву к рыцарскому кресту.
Однако самым востребованным в течение этих недель оставался министр пищевой промышленности Герберт Бакке. Подчиненное ему ведомство отвечало за снабжение служащих администрации водкой из складских запасов министерства. Подвыпившие правительственные чиновники продолжали плодить ставшую ненужной документацию и снабжать союзников статистическими данными. Все это способно вызвать улыбку, но впоследствии этим бюрократам пришлось расплачиваться за свое сотрудничество с правительством Деница.
Читайте также: Сын Гитлера воевал с нацистами?
Гросс-адмирал Карл Дениц не хотел снимать портреты Гитлера из служебных кабинетов во Фленсбурге. Когда англичане убрали портреты фюрера, глава государства выкинул трюк: изображения Гитлера исчезли только из официальных правительственных учреждений, которые были предусмотрены для приема британцев. Над штаб-квартирой Деница продолжал развиваться запрещенный нацистский стяг и, несмотря на смерть диктатора, он не собирался отменять в вермахте нацистское приветствие "Хайль Гитлер!"
Продолжая оставаться убежденным нацистом, Дениц не прочь был сесть в президентское кресло. Полкилометра, отделявшие его квартиру от резиденции правительства, Дениц предпочитал преодолевать в темном мерседесе Гитлера. К нему еще можно было обращаться по-прежнему "господин гросс-адмирал", но дистанция с остальными членами правительства уже ощущалась наглядно. Они вынуждены были прихватывать с собой стаканы из офисов, если хотели выпить водки во время заседаний правительства.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"