Выход Армении из конкурса "Евровидение", который пройдет в Азербайджане, обошелся ей недешево. Ей придется заплатить взнос участника и еще 50 процентов штрафа — так решил 2 мая организатор конкурса, Европейский вещательный союз (ЕВС). Армения старалась превратить конкурс в политическую битву с Азербайджаном, но сама стала "девочкой для битья".
Поскольку член ЕВС — Общественное телевидение Армении (ОТА) — структура государственная, деньги на оплату взноса и штрафа пойдут из кармана налогоплательщиков. Помимо наложенного штрафа, ОТА обязали показать финал "Евровидения" в прямом эфире. В случае отказа выполнить эти требования Армения может быть отстранена от "Евровидения" в 2013 году. При этом представители ЕВС подчеркнули, что решение о штрафе было вынесено в соответствии с регламентом проведения конкурса. "Существует регламент, и после определенного срока страна, изъявившая желание принять участие в конкурсе, не может поменять свое решение", — пояснила представитель ЕВС Анника Ниберг-Франкенхаузер.
Также по теме: Армения оштрафована за бойкот "Евровидения"
Критики нередко высмеивают "Евровидение", где сексуальная привлекательность и экстравагантность участников порой важнее, чем их музыкальные способности. Но ежегодное шоу, которое смотрит более 100 миллионов человек, давно служит барометром политической жизни и отражает расклад сил Европе, в том числе и ее внутренние конфликты. Эта истина была подтверждена 7 марта, когда Армения отказалась от участия в конкурсе 22-26 мая в Баку, сославшись на эскалацию напряженности в отношениях с Азербайджаном.
В основе взаимной ненависти стран — война за спорную советскую Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО) и прилегающие территории, в результате которой с обеих сторон погибло по меньшей мере 25 тысяч человек. В 1994 году Армения и Азербайджан подписали соглашение о прекращении огня, но мирного договора до сих пор нет. Международное сообщество признает принадлежность Нагорного Карабаха Азербайджану, но на деле тот его не контролирует. Активные боевые действия сменились информационной войной.
Сцена "Евровидения" стала отличной площадкой как для взаимных уколов двух стран, так и для формирования общественного мнения в Европе. Надо отдать должное организаторам. После того, как малоизвестный дуэт Эльдара Гасымова и Нигяр Джамал (Ell/Nikki) выиграл состязание в прошлом году, они хотели стать посредниками в сближении двух народов. Даже после того, как стало ясно, что Армения не пошлет своего представителя, делегации Франции и Нидерландов заявляли, что подберут для участия в конкурсе нового Шарля Азнавура.
Надо отдать должное и ОАТ. Руководство канала поначалу не думало подчиняться требованиям политиков, но затем был найден повод — гибель армянского солдата на границе с Азербайджаном, который, предположительно, был убит азербайджанским снайпером — и команда сверху. Армянская пресса стала писать об "армяноненавистничестве", захвате заложников и тому подобном.
24 февраля группа из 22 видных армянских музыкантов, в том числе троих бывших участников "Евровидения", в своем письме призвали Армению бойкотировать конкурс. "Мы отказываемся выступать в стране, которая известна массовыми погромами и резней армян, в стране, где ненависть к армянам возведена в ранг государственной политики", — говорилось в заявлении. К слову, далеко не все так думали.
Так, певица Сона Шахгельдян, победительница конкурса "Новая волна 2010", заявила, что решение об участии в конкурсе будет для армян непростым, но это не повод отказываться от поездки в Баку, поскольку "Евровидение" дает возможность показать свои способности всему миру и "продемонстрировать флаг Армении". Но эта мысль не была услышана официальным Ереваном, несмотря на то, что Азербайджан и ЕВС дали письменные гарантии безопасности всем участника армянской делегации.
Но тут и азербайджанский президент Алиев сделал свой неумный ход. Вложив в мероприятие миллионы долларов и желая использовать конкурс как трамплин для повышения международного имиджа Азербайджана, он написал 31 марта на своем сайте по случаю митинга в Баку, посвященного массовой резне азербайджанцев в 1918 году, следующее: "Наш главный враг в мире армяне и лицемерные и коррумпированные политики, которых они контролируют".
После этого самое сильное после еврейского армянское лобби организовало кампанию в немецких СМИ в поддержку бойкота "Евровидения". Все центральные немецкие газеты опубликовали мнения немецких чиновников, призывающих использовать Евровидение как инструмент давления на Азербайджан по "линии демократизации". "Мы должны использовать это событие (Евровидение — Ред.) для создания критической массы общественного мнения, чтобы способствовать укреплению (в Азербайджане — Ред.) демократических ценностей", — сказал в марте министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле.
Другой чиновник — уполномоченный правительства ФРГ по правам человека Маркус Ленинг — заявил, что "азербайджанское правительство должно уважать права человека" и "должно понимать, что развитие свободной экономики невозможно без свободы личности". "Баку — неподходящее место для беззаботного празднества", — поделился c агентством DPA 14 апреля исполнительный секретарь фракции "зеленых" Фолькер Бек. Представитель "зеленых" предположил, что Баку попытается использовать финал "Евровидения" в пропагандистских целях, чтобы утаить правду о подлинной ситуации в Азербайджане, где многие люди находятся в очень тяжелом положении.
Казалось бы, цель достигнута, Армению с ее бойкотом поддержала Германия, первая страна Европы, — и вдруг неожиданное решение ЕВС, которое свело на нет усилия армянской стороны. Официальный Ереван поставлен на место лидерами влиятельной общественной организации, которых возмутили попытки использовать конкурс для откровенного давления на страну-организатора, какой бы плохой или хорошей она не была. Эту позицию ЕВС отстаивает последовательно. Так, в 2009 году песня представителей Грузии была снята с конкурса из-за явного политического содержания.
Читайте также: "Евровидение" как средство политической борьбы
Политика всегда была неизменной спутницей "Евровидения", но на этот раз были перейдены всяческие разумные границы. С другой стороны, вспомним, как те же армяне умело сработали в 2009 году, когда в их вступительном ролике-видео появилась статуя "Мы и наши горы", расположенная в Нагорном Карабахе, а в песне армянской участницы турки и азербайджанцы усмотрели прямой намек на Геноцид армян 1915 года. Политические разборки в спорте и культуре неприемлемы. Они лишь раздражают зрителей и вредят международному имиджу их инициаторов.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"