Молдавской нации не существует. Об этом договорились президенты Молдавии и Румынии Николай Тимофти и Траян Бэсеску. Между тем перепись показала, что большинство молдаван румынами себя не считают. И несмотря на сходство между двумя народами, исторических предпосылок для их объединения в одно государство не больше, чем для раздельного существования.
Молдавской нации не существует. Об этом на встрече со своим молдавским коллегой Николаем Тимофти в Бухаресте заявил президент Румынии Траян Бэсеску. Тимофти ничего возражать не стал. Тем самым складывается уникальная ситуация: президент отрицает наличие той нации, которой управляет.
Читайте также: Президент-румын уведет Молдавию в Европу
Прошедшая 3 мая в Бухаресте встреча мало походила на переговоры руководителей двух суверенных государств. Возникало полное ощущение, что Бэсеску говорит не с коллегой, а с одним из губернаторов румынского жудеца (уезда), а Тимофти совершенно не смущало такое положение вещей. И ладно бы еще поведение. Но то, о чем говорили два лидера, вызывает сомнение в том, что молдавский президент отстаивает суверенитет страны.
"Мы побеседовали и согласились, что Румыния и Республика Молдова — два независимых и суверенных государства, но в которых живут в основном румыны. Нас объединяет язык, традиции, радости и несчастья, через которые прошли румыны за последние века. Была "поставлена точка в путанице о молдавском меньшинстве", — сказал Бэсеску. Вот так: национальное большинство было объявлено меньшинством.
Далее Бэсеску продолжил рассказ о братстве двух государств. По его словам, стратегическое партнерство с Молдавией будет развивать любой румынский президент — вне зависимости от политической окраски. Кроме того, Румыния будет всячески поддерживать стремление своего восточного соседа войти в Евросоюз. То, что такое приглашение Молдавии не поступало, его нисколько не смутило.
Румынский лидер также поведал, что подарил Тимофти деревянную церковь, которую установят в Сорокском районе Молдавии, а также "миллион книг на румынском языке". Видимо, с целью того, чтобы объяснить молдавской молодежи, что она на самом деле является молодежью румынской, в Бухаресте решили увеличить число стипендий для молдавских учащихся румынских вузов с 5 до 10 тысяч.
Со своей стороны, Тимофти поблагодарил румынского коллегу за поддержку и пригласил Бэсеску посетить Кишинев с официальным визитом. Помимо этого, молдавский президент в очередной раз произнес слова о том, что российские миротворцы должны быть выведены с территории Приднестровья. На что Бэсеску кивнул головой и пообещал поддержать Молдавию в вопросах, связанных с Приднестровьем.
Отмена молдавской нации — это открытое вторжение двух политиков в сознание каждого конкретного человека, в область лингвистической и этнографической науки. Сходство молдаван и румын, их языков никто под сомнение не ставит. Но вот насчет нации — это вопрос более чем спорный. В конце концов, у Германии и Австрии язык тоже один, но многие австрийцы немцами себя не считают. Черногорцы говорят на сербском языке, но считают себя черногорцами. И таких примеров масса.
Проведенная в Молдавии восемь лет назад перепись населения показала, что румынами себя считает всего 2,2 процента населения страны, а молдаванами — 75,8 процента. Если же брать исключительно титульную нацию, то румынский язык назвали родным 18,8 процента молдаван, а молдавский — 78,4 процента. Из этих цифр видно, что румыны являются в Молдавии в лучшем случае национальным меньшинством. Румынского же большинства там нет и в помине.
И нынешнее неотождествление с румынами большинства молдаван объясняется историческими причинами. Еще в средние века на пространстве, где были распространены восточнороманские языки, появилось два государства — Молдавия и Валахия. Единой языковой нормы тогда быть не могло, ибо в качестве письменного языка использовался старославянский. Что неудивительно — и молдаване, и валахи были православными, как остаются православными современные молдаване и румыны.
В XVI веке оба княжества стали вассалами Османской империи, причем в Валахии зависимость была выше. К этому моменту появился восточнороманский письменный язык — но на основе кириллицы. Современный румынский язык на основе латинского алфавита возник в конце XVIII века в Трансильвании, входившей в состав Австрийской империи. В качестве официального он был принят в 1862 году, когда Валахия и часть средневекового Молдавского княжества объединились в Румынию.
Только вот судьба Бессарабии, восточной части Молдавии, была иной. С 1812 по 1917 годы она входила в состав Российской империи. Там сохранился кириллический алфавит. молдаване в значительной степени перемешались с русскими и украинцами, восприняли русский язык. Кишинев стал одним из центров организации "Союз Русского народа". Возникли все условия для формирования в Бессарабии другой нации.
Совместное существование молдаван и румын в рамках одного государства длилось чуть боле 20 лет — в 1918–1940 и 1941-1944 годах. Тогда на Бессарабию была распространена юрисдикция Румынской православной церкви, само название "молдавский язык" запрещалось. Только и в том случае не все молдаване вошли в Румынию. Часть из них жила на территории современного Приднестровья — в Молдавской АССР в составе Советской Украины, которая в 1940 году объединилась с присоединенной к СССР Бессарабией в Молдавскую ССР.
Читайте также: Венгрия и Румыния покушаются на Украину
В последние десятилетия молдаване и румыны существовали в разных государствах. Мало того — у молдаван в СССР был свой язык на основе кириллицы. Только на волне национализма в конце 1980-х годов его заменили румынской латиницей — но для создания общей нации мало поменять алфавит. Тем более, что в Приднестровье молдаване до сих пор используют кириллицу. С ними как быть? Тоже считать румынами?
В лучшем случае Бэсеску и Тимофти поторопились объявлять о конце молдавской нации. В худшем — выдали желаемое за действительное. Да, бедной и не хватающей с неба звезд Румынии хочется расширить свою территорию. Только объективных предпосылок для этого нет. Как видно из результатов переписи, отрекаться от собственной государственности жители Молдавии не спешат. А если когда-то и согласятся — то останется еще Приднестровье, которое точно не захочет войти в состав Румынии и румынской нации.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"