7 мая исполняется 120 лет со дня рождения многолетнего вождя Югославии Йосипа Броза Тито. Он умело лавировал между СССР и Западом, устояв перед гневом Сталина и построив собственную версию социализма. Он сплотил в одной стране очень разные, порой ненавидящие друг другу народы. Он держал Югославию железной рукой, и без него она с грохотом рухнула.
Он, седьмой ребенок в семье, появился на свет 7 мая 1892 года в деревушке Кумровец в Австро-Венгрии. Сегодня она стоит на самой границе Хорватии и Словении. Собственно говоря, мать политика была словенкой, отец — хорватом. Правда, существует версия, что в действительности он был крещеным евреем. Некоторые утверждают, что по отцу он был чехом. Легенды и слухи по поводу происхождения часто преследуют великие личности. Что тут удивляться.
Звали его при рождении Йосип Броз. Тито — псевдоним, который он получил уже в возрасте 42 лет. Поговаривают, что происхождение прозвища было таким. Он слишком любил руководить. Одному говорил: "ты сделай это"! Другому — "ты сделай то"! "Ты — то". Оно так звучит и по-русски, и по-сербскохорватски. Под этим прозвищем он и вошел в мировую историю, став одним из ярчайших деятелей ХХ века и живым символом единой социалистической Югославии.
Читайте также: Можно ли было спасти Югославию?
Но это потом он стал руководителем. До этого была весьма бедная юность. Он окончил всего пять классов, в 1907–1913 годах работал слесарем сначала на заводах Загреба и Любляны, затем — на автомобильных предприятиях в Австрии и Германии. Механик он был от Бога — его позвали даже поучаствовать в автогонках. Как знать — не попади он в водоворот политических событий, сложилась бы у него карьера гонщика. А так судьба занесла его в совсем иную степь.
Вероятно, нужда, которую он испытывал в юности, обернулась его тягой к роскоши. В относительно небольшой по площади Югославии у него было свыше 30 резиденций — какие на море, какие в горах. Император Эфиопии Хайле Селиссие, приехав к Тито на остров Бриони, в Адриатическом море, воскликнул: "Здесь живут по-царски!". Приезжали к нему туда и звезды мирового кино — Джина Лоллобриджида, Элизабет Тейлор. С некоторыми актрисами у него был роман — например, со звездой советского экрана Татьяной Окуневской.
Личная жизнь Тито овеяна легендами. Обольститель он был профессиональный, число его женщин никто так точно не подсчитал. Женат он был трижды. Первой его супругой была русская дворянка Пелагея Денисовна Белоусова. Второй (правда, гражданской женой) — полунемка-полусловенка Берта Хаас. Третья и последняя жена сербка Йованка Будисавлевич прожила с ним последние 38 лет, стараясь активно участвовать в политике. У Тито было трое детей — два сына и дочь.
Но настоящей главной любовью, настоящим главным делом жизни Тито все же была политика. Еще в возрасте 18 лет он вступил в ряды Социал-демократической партии Хорватии и Славонии. В 1914 году, будучи унтер-офицером армии Австро-Венгрии, Йосип Броз пошел на Первую мировую войну. Спустя год попал в русский плен. Впоследствии именно в России он окончательно увлекся коммунистической идеей, даже повоевал в составе Красной Армии на фронтах Гражданской войны в 1918–1920 годах.
Читайте также: Они делают историю: Ангела Меркель
В 1920 году он вернулся на родину, и даже женитьба на русской дворянке не поколебала его коммунистических убеждений. Компартия в Югославии (до 1929 года — в Королевстве сербов, хорватов и словенцев; СХС) была запрещена, и Броз, работая на различных предприятиях Хорватии, создавал там подпольные организации. Его неоднократно арестовывали, в 1929 году его приговорили к более чем пятилетнему тюремному сроку.
Но среди товарищей по борьбе он быстро стал непререкаемым авторитетом. В иерархии все еще подпольной Компартии Югославии он к 1927 году дорос до секретаря городской организации в крупнейшем городе Хорватии Загребе. Выйдя на свободу, он вошел в руководство КПЮ. В 1935–1936 годах. он работал в югославской секции Коминтерна в Москве, а в 1937 году вернулся на родину и возглавил партию вместо попавшего в жернова сталинских репрессий Милана Горкича. И вплоть до своей смерти не выпускал бразды правления партией из своих рук.
Надо отдать Тито должное: был он не кабинетным, а вполне себе боевым руководителем КПЮ в годы Второй мировой войны. На него несколько раз покушались, но он уцелел. Весной 1941 года немецкие, итальянские, венгерские и болгарские оккупанты вошли на территорию страны. В родной для него Хорватии появилось марионеточное, союзное Гитлеру Независимое Государство Хорватия (НГХ). И он сумел уже летом 1941 года поднять первое в Европе массовое восстание против нацистов.
Вокруг Тито собрались люди самых разных национальностей.Ивэтомбылоегопреимуществопереддругимиантифашистами—преждевсегочетниками,опиравшимисянасербскую национальную идею. Под контроль коммунистических партизан то и дело переходили целые районы. Германия вынуждена была держать в Югославии десятки дивизий. В конце концов, именно Тито, а не буржуазные деятели, были признаны и СССР, и США с Великобританией ведущей политической силой Югославии.
Читайте также: Они творят историю: Хашим Тачи
Бойцы руководимой им Народно-освободительной армии Югославии (НОАЮ) вместе с Красной Армией освободили Белград и Загреб, но иные города и села освобождались без советской помощи. Это обстоятельство делало Тито более независимым от СССР, чем других коммунистических вождей. Он самостоятельно завоевал право руководить возрожденной страной. Вожди других будущих соцстран этим похвастаться не могли. Потому он и не лебезил перед Иосифом Сталиным.
В конце концов, в конце 1940-х — начале 1950-х годов дело дошло до открытого противостояния между СССР и Югославией. Сталин не терпел строптивого Тито, предпринимал попытки его смещения, но поколебать его власти так и не смог. В результате Югославия стала "не вполне социалистической страной", сохраняющей неплохие отношения с Западом, хотя и не являющейся его союзником. И из этого промежуточного положения между социализмом и капитализмом Тито извлек немало выгод.
"Промежуточность" положения Югославии проявлялась в самых разных областях. В экономике это заключалось в том, что в стране не было колхозов, а на предприятиях имелось рабочее самоуправление. Правда, самоуправление это было весьма ограниченным. Реальная власть находилась в руках секретарей Союза коммунистов Югославии (так в пику СССР Тито назвал свою партию). Так что о капитализме говорить не приходится. Правда, с 60-х годов югославы получили возможность ездить на заработки в Западную Европу, иметь накопления в свободно конвертируемой валюте.
В области внешней политики Югославия была одним из столпов Движения неприсоединения. В каких-то случаях она была солидарна с Западом, в каких-то — с СССР. Так, Тито осудил агрессию Англии, Франции и Израиля против Египта в 1956 году, но одновременно выступил резко против введения советских войск в Чехословакию 12 лет спустя. Отношения с Советским Союзом перестали быть враждебными, но свободу маневра Тито сохранял и не входил ни в Варшавский договор, ни в Совет экономической взаимопомощи.
Читайте также: Республика Сербская: 20 лет в борьбе
В области внутренней политики Тито устроил страну по подобию СССР — с национальными республиками и автономными краями. Правда, югославские республики имели куда больше свободы, чем советские. Стремясь укрепить единство страны, Тито искусственно закладывал бомбы замедленного действия. Так, колыбель сербского государства Косово стало преимущественно албанским краем. Хорватия провозглашалась республикой хорватского и сербского народов, а Босния — мусульманского, сербского и хорватского.
Он стремился подавлять все национализмы. Наиболее тяжело было справиться с хорватским. На рубеже 60-70-х годов хорватская интеллигенция поставила ребром вопрос о повышении статуса Хорватии, наиболее радикальные ставили вопрос об отделении. Тито достаточно жестко подавил соплеменников. Досталось и другим противникам режима — как среди коммунистов, так и среди западников, националистов других республик, исламистов. Никакой демократии и многопартийности в Югославии не было и в помине.
Тито умудрялся железной рукой держать сотканную из противоречий лоскутную страну. Сербы и хорваты терпеть не могли друг друга. Памятуя о своем средневековом государстве, многие земляки Тито все равно хотели собственную, независимую Хорватию. Не в полной мере устраивала Югославия и сербов. Миллионы их оказались за пределами своей республики, которая не объединила их в одно целое.
Албанцы Косова хотели уйти к Албании, венгры Воеводина — к Венгрии. Македонию подтачивали из Болгарии, среди боснийских мусульман росло число приверженцев радикального ислама. Словения, будучи намного богаче всех остальных республик, не хотела кормить захребетников, а потому жаждала независимости и сближения с соседними Австрией и Италией. И все эти противоречия использовали внешние силы. Преимущественно с Запада, которому не нужна была довольно мощная и строптивая держава на Балканах.
Читайте также: В Сербии нашли новое Косово
4 мая 1980 года президента Югославии, председателя президиума СФРЮ, генерального секретаря Союза коммунистов Югославии, маршала Йосипа Броза Тито не стало. Прошло менее 10 лет — и созданное им государство затрещало по швам и рухнуло, унеся с собой сотни тысяч человеческих жизней. Его преемники не удержали ни уникальную модель югославского социализма, ни положение между Востоком и Западом, ни саму страну.
Вот вам и роль личности в истории…
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"