В отношениях между Белоруссией и Евросоюзом грядет очередной скандал. Виной тому — приведение в исполнение смертного приговора в отношении двух молодых людей, признанных виновными в совершении теракта в минском метро.
Напомним, что крупнейший в истории Белоруссии теракт произошел 11 апреля. Взрыв прогремел на самой оживленной станции минского метро — "Октябрьской" — в вечерний час пик. Жертвами взрыва стали 15 человек, свыше 200 получили ранения. Через несколько дней Александр Лукашенко объявил о раскрытии преступления: виновных в нем следствие сочло двух жителей Витебска — Дмитрия Коновалова и Владислава Ковалева.
Коновалов был признан виновным в том, что доставил взрывное устройство на станцию "Октябрьская". Кроме того, ему вменили в вину осуществление взрыва 3 июля 2008 года в Минске (тогда обошлось без погибших), а также двух взрывов в Витебске двумя годами ранее. По минским делам Коновалов признал себя виновным, по витебским — нет.
Читайте также: ЕС вынес Лукашенко "смертный" приговор
Что касается Ковалева, то его обвинили в том, что он вместе с Коноваловым доставил взрывное устройство, сработавшее в прошлом году, на съемную квартиру. Ковалеву также вменили в вину недонесение сведений о готовящихся терактах как в Минске, так и в Витебске. Свою вину этот подсудимый признал только по эпизоду 2008 года. Соучастником прошлогоднего теракта он себя не признал: сознался только в приобретении тротила.
30 ноября прошлого года суд огласил приговор: оба подсудимых приговорены к высшей мере наказания — смертной казни. Коновалов прошения о помиловании не подавал, Ковалев подал. 14 марта стало известно о том, что Лукашенко отверг ходатайство о помиловании. 17 марта государственное телевидение Белоруссии сообщило о том, что приговоры и в отношении Ковалева, и в отношении Коновалова приведены в исполнение.
И 17 марта ленты информагентств пестрили цитатами матери Ковалева. Она заявила, что не верит в виновность своего сына. Ранее она обратилась в комитет ООН по правам человека с целью надавить на белорусские власти, но сейчас это стало бесполезно. Впрочем, не одна она высказывала сомнения в виновности обоих подсудимых. Родственники некоторых жертв тоже говорили о том, что не считают доказанной вину если не обоих, то, по крайней мере, Ковалева.
Читайте также: Польшу уличили в подрыве Белоруссии
Если белорусское общество разделилось в своей оценке смертного приговора, то европейские политики обрушились на Лукашенко с резкой критикой. Причина этого понятна: на сегодняшний день Белоруссия остается единственной страной Европы, где применяется смертная казнь. Однако страна не состоит в Совете Европы, для приема в который нужно наложить хотя бы мораторий на исполнение смертных приговоров. Так что, с точки зрения вынесения такого приговора, все чисто.
Нынешняя казнь стала для европейских политиков очередным поводом, чтобы раскритиковать белорусские власти. В выражениях они особо не стеснялись. "Мы глубоко опечалены этой новостью. Власти Белоруссии становятся все более изолированными от демократической Европы", — сказал генеральный секретарь Совета Европы Тур-Бьерн Ягланд. "Казнь Ковалева и Коновалова подчеркивает ту бесчеловечность, с которой правят Белоруссией. Президент Александр Лукашенко — это диктатор без сердца и пощады", — отметил уполномоченный по правам человека в Германии Маркус Лённинг.
"После взрыва в апреле прошлого года наша Ассамблея выразила солидарность народу Белоруссиивосуждении акта насилия. Тогда мы выразили надежду на то, что власти гарантируют верховенство закона в процессе расследования. Недостаточная справедливость данного судебного процесса в частности и отсутствие прозрачности белорусской судебной системы в целом должны заставить власти Белоруссии принять решение об отмене смертной казни", — вторил ему председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Петрос Эфтимиу.
Читайте также: ЕС наказывает Белоруссию себе во вред
Председатель Европарламента Мартин Шульц также не особо стеснялся в выражениях по поводу смертного приговора, призвав белорусские власти "немедленно ввести мораторий на смертную казнь". "Я сожалею, что власти Белоруссии не прислушались к неоднократным призывам Евросоюза и международных организаций по правам человека отказаться от применения смертной казни", — сказал он. По словам Шульца, тела казненных нужно вернуть семьям. "Захоронение в безымянной могиле просто позорно и неприемлемо для Европы XXI века", — подчеркнул он.
"Высокий представитель по иностранным делам и политике безопасности призывает Белоруссию, единственную страну в Европе, которая применяет смертную казнь, присоединиться к глобальному мораторию на смертную казнь в качестве первого шага к ее полной отмене", — заявила, со своей стороны, верховный представитель ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон.
"И я могу также добавить, что, конечно, мы знаем, в каких чудовищных преступлениях были признаны виновными господа Ковалев и Коновалов, и наши мысли — с жертвами и семьями. Но в то же время мы также знаем, что обвиняемые не получили надлежащего судебного разбирательства, ни соответствующей юридической защиты", — вторила своей руководительнице пресс-секретарь Эштон Майя Коцьянчич.
Вопросы по делу действительно есть. Так, следствие уничтожило многие улики. Однако свою критику европейские политики сосредоточили на самом факте смертной казни. И здесь белорусские власти имеют все основания для возражений. Так, в 1996 году вопрос об отмене высшей меры был вынесен на общенациональный референдум, и свыше 80 процентов белорусов высказались за ее сохранение. А в "демократической Европе" казни отменили, не спрося воли народов. Опросы же показывают, что едва ли не во всех странах Европы большинство населения выступает за сохранение высшей меры.
И не одна Белоруссия сохраняет высшую меру. К примеру, в 38 из 50 штатов США смертная казнь существует. Европейские политики не раз призывали американцев последовать своему примеру, но за океаном к совету не прислушались. Высшая мера наказания существует и в Японии, и в Южной Корее. Но европейские политики как-то не называют Барака Обаму, Йосихико Ноду или Ли Мён Бака "диктаторами без сердца и пощады". Примеры этих трех стран свидетельствуют о том, что демократия, развитое государство и смертная казнь — вещи вполне совместимые.
Свои доводы есть и у сторонников смертной казни, и у ее противников. Но европейские политики вместо приведения своих доводов всего лишь в очередной раз поупражнялись в поливании Белоруссии и лично Лукашенко помоями и вмешались во внутренние дела страны, которую сами же не захотели принять в Совет Европы. А раз не приняли — принимайте ее такой, какая она есть, со всеми издержками. Тем более, что за такие (с точки зрения европейских политиков) издержки высказались сами белорусы. В противном случае получаются пресловутые двойные стандарты.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"