Президент-румын уведет Молдавию в Европу

16 марта парламент Молдавии избрал главу Высшего совета магистратуры (орган, отвечающий за подбор кандидатур на должности прокуроров и судей) Николая Тимофти президентом страны. За его кандидатуру голосовали 62 депутата из 101 имеющегося.

Примечательно, что его поддержали в полном составе все 59 народных избранников от правящего "Альянса за европейскую интеграцию", а также трое депутатов-социалистов, в конце прошлого года покинувших Коммунистическую партию. Именно голоса троих последних и позволили избрать Тимофти, поскольку, по молдавским законам, для этого требовалась поддержка 61 мандата.

Можно ли говорить, что депутаты положили конец, казалось бы, бесконечному кризису в молдавской власти, разразившемуся в 2009 году в связи с уходом с поста главы государства Владимира Воронина? И чего ждать России, имеющей свои немалые интересы в регионе, от избрания этого человека?

Читайте также: Румыния методично заглатывает Молдавию

На этот вопрос в интервью "Правде.Ру" ответил эксперт по Молдавии из Института стран СНГ и Балтии Геннадий Коненко:

"Видя, что многочисленные попытки "Альянса за европейскую интеграцию" избрать своего президента проваливались из-за противодействия коммунистов, его лидеры пошли другим путем, предложив, как они заявили, "компромиссную фигуру".

Как заявил один из их представителей, они оказались "перед Сталинградом, когда отступать было некуда", и нужно было любой ценой как можно быстрее избрать президента.

Одна из самых любопытных интриг сохраняется вокруг голосования социалистов, благодаря которым Тимофти и стал президентом. Довольно продолжительное время за их голоса шел напряженный торг, поскольку достаточно было одной ошибки, чтобы избрание в очередной раз сорвалось. Ведь его судьба фактически зависела от дальнейшего поведения любого депутата.

Поэтому представители Альянса пытались дополнительно перестраховаться и заручиться поддержкой независимого депутата Годи. Тот, понимая свою значимость, тянул до последнего.

Что же касается самого Тимофти, то он вовсе не прост, как кому-то может показаться сначала. Взять хотя бы то, что он сам родился в семье молдавского националиста, пострадавшего при советской власти, которого отправили в сибирскую ссылку. Хотя на самом Николае это мало отразилось, поскольку он остался в Молдавии, где сначала закончил школу, а потом и юридический факультет в университете Кишинева. С этого времени он и продвигался вверх в судейском сословии.

Читайте также: Румынские грезы о Тирасполе и Одессе

Замечу, что его позиционировали как нейтрального кандидата. Дело в том, что одним из главных условий, выдвинутых Альянсу социалистическим лидером Додоном, было то, чтобы кандидат в президенты не был олицетворением какой-то политической партии.

С одной стороны, Тимофти действительно не является таковым. Однако в последнее время он сделал целый ряд заявлений и действий, заставляющих насторожиться. К примеру, он устроил настоящий разнос одной из судей за то, что она говорила по-русски.

Или другой момент: еще одним требованием социалистов было то, чтобы кандидат в президенты Молдовы был "государственником" и имел только молдавское гражданство. На самом деле у него есть румынский паспорт.

К тому же нельзя не отметить, что недавно в стране был создан новый Совет объединения с Румынией, тон в котором во многом задает молдавская румынка, заявившая, что Тимофти отнюдь не является противником подобного "слияния". А это влечет для нас в будущем возможные серьезные проблемы, учитывая наши интересы в Приднестровье.

Читайте также: Молдавия бьет рекорды безвластия

Были и другие косвенные доказательства правоты ее слов. Так что в данном случае вряд ли можно говорить о Тимофти как о государственнике. Как могли социалисты не заметить таких вещей и проголосовать за него?

И хотя сам он вроде бы настроен на диалог с находящимися в оппозиции коммунистами, на практике это вряд ли возможно. Компартия не намерена поддерживать контакт с теми, кто будет потворствовать возможному поглощению Молдовы Румынией.

С другой стороны коммунисты в нынешней ситуации вообще не собираются работать в парламенте, за исключением, пожалуй, своих намерений добиться отставки правительства. И можно предвидеть, что при таких обстоятельствах их продуктивный диалог с президентом вряд ли представляется возможным".

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"