Китай в ближайшее время могут ждать серьезные изменения. Во всяком случае, премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао заявил о том, что если в стране не пройдут политические реформы, Поднебесная рискует резко замедлить экономический рост. Впрочем, параллельно Китай увеличит расходы на армию и полицию.
"В настоящее время реформа подошла к решающему этапу. Без успеха в реформировании политической системы реформа экономической системы не сможет быть проведена до конца, а уже достигнутые результаты могут быть потеряны, новые проблемы, возникающие в обществе, также не смогут получить кардинального решения, есть вероятность повторения исторической трагедии Великой культурной революции", — сказал Вэнь Цзябао по завершении сессии Всекитайского собрания народных представителей.
В то же время глава китайского правительства оговорился, что в его огромной стране реформы и "политика социалистической демократии" могут проводиться только в соответствии с внутренними условиями и при поддержке населения. Такая поддержка вроде бы есть: Вэнь Цзябао особо отметил положительный опыт самоуправления в китайских деревнях — в том числе прямые выборы глав сельских администраций.
Читайте также: Они делают историю: Ху Цзиньтао
Сравнение, приведенное Вэнь Цзябао, неслучайно. "Культурная революция", которую проводил в 1966–1976 годах Мао Цзэдун и его соратники, была вроде бы нацелена на подъем Китая. Однако ее итогом стало то, что разного рода репрессиям подверглись до 100 миллионов человек. Экономика оказалась в упадке, пострадало и культурное наследие. Катастрофой обернулась борьба с "бесполезными" воробьями — стало просто некому истреблять вредных насекомых, оккупировавших крестьянские поля.
Печальную славу получили молодежные отряды хунвэйбинов, устраивавших травлю политических противников Мао — профессоров, деятелей культуры. К любому человеку на улице могли подойти и потребовать цитатник Мао. У женщин могли отрезать косу. Дело не раз доходило и до физического насилия. Репрессиям, в частности, подверглись председатель КНР Лю Шаоци, генеральный секретарь ЦК КПК и будущий архитектор экономических реформ Дэн Сяопин, другие высокопоставленные государственные деятели, военные.
В общем, Вэнь Цзябао дал понять, что повторение культа личности и эпоха санкционированного властью беспредела — это не путь для современного Китая. А как быть с либерализацией политической системы? Пока что власть в Поднебесной не выбирается всеобщим тайным голосованием, как на Западе или в Японии, Южной Корее или на Тайване. Преемников председателя КНР Ху Цзиньтао назван Си Цзиньпин, а Ху в свое время заранее назвали преемником Цзян Цзэминя. Ни одна оппозиционная партия не зарегистрирована. В то же время ряды Компартии пополняют теперь и классово чуждые предприниматели.
Читайте также: Китай возомнил себя хозяином Меконга
Все выступления против власти жестко подавляются. Самый известный случай имел место в июне 1989 года на центральной площади Пекина Тяньаньмэнь. Западные СМИ тогда говорили, что протестующие хотели демократии. Но очевидцы утверждали, что речь в большей степени шла о протесте против перегибов в реформах, начатых в конце 70-х годов Дэн Сяопином. Как бы то ни было, но решивших бросить вызов власти наказали в самой жесткой форме.
В последние годы наибольшим источником беспокойства для властей Поднебесной стала обстановка в двух национальных регионах — Тибетском и Синьцзян-Уйгурской автономной районах. Крупные волнения в первом имели место в 2008 году, во втором — год спустя. Тибетских и уйгурских националистов, заявляющих об ущемлении их прав китайцами, достаточно активно поддерживают на Западе. Однако волнения жестко подавляются без оглядкина внешний мир. И те же США ограничиваются исключительно словесными мерами в адрес Китая и ни к каким санкциям не прибегают.
Возможно, что заговорить о политической реформе в качестве меры поддержки экономики заставили цифры экономического роста. В 2010 году экономика Китая выросла на 10,3 процента, в прошлом году — на 9,2 процента. В этом же году Вэнь Цзябао прогнозирует рост в 7,5 процента и оговаривается, что такая цифра — не так уж плоха. И ставит новые задачи: произвести виток технической модернизации и наносить как можно меньший ущерб экологии.
Читайте также: Китайский ВМФ готов к войне
"Китайская экономика способна преодолеть такие проблемы, как несогласованность, несбалансированность и неустойчивость, мы вышли на путь качественного роста, что, по сути своей, отвечает интересам мирового экономического развития. Нам необходимо думать о том, как при одинаковом объеме экономики достичь ее большей выгоды, предоставить еще больше преимуществ народу. Это и есть наша цель",- сказал Вэнь Цзябао. Под преимуществами для народа он, возможно, как раз и имел в виду политические реформы.
Но реформы — реформами, а о безопасности и предотвращении уличных беспорядков и недопущений каких-то событий, подобных "арабской весне" или той же площади Тяньаньмэнь, в Китае тоже подумали. Тот же Вэнь Цзябао на сессии Всекитайского собрания народных представителей отметил, что расходы на нужды общественной безопасности вырастут на 11,5 процента и составят порядка 111 миллиардов долларов. Деньги будут направлены на совершенствование материального обеспечения полиции, судов и тюрем. Заодно и усилится борьба с коррупцией.
Опасаться есть чего. Увеличение безработицы и цен, недовольство коррупцией на местах, рост социального расслоения создают потенциально нестабильную среду. Так, коэффициент Джини, отражающий степень расслоения общества, достиг 0,46, в то время как для того, чтобы считать положение опасным, достаточно и 0,4. Так что китайское руководство старается и кнут всегда держать наготове.
Читайте также: Пентагон нацелился на Китай
Кстати говоря, расходы на внутреннюю безопасность уже второй год подряд у Китая выше, чем расходы на оборону. Хотя последние тоже вырастут в этом году на 11,2 процента и составят 106 миллиардов долларов. В прошлом году они выросли на 12,7 процента. Не исключено, что ростом расходов на оборону и безопасность объясняется и снижение темпов экономического роста. Какую-то часть средств явно пришлось перераспределить в эту пользу.
Действия КНР в данном случае вполне объяснимы. США объявили Азиатско-Тихоокеанский регион главной зоной своих военно-стратегических интересов. Не секрет, что многие американские аналитики называют Китай главным противником. Где гарантия, что у США не будет соблазна вмешаться в дела КНР? "Цветные революции" в Вашингтоне устраивать мастера. Так что подстраховаться на сей счет будет не лишним.
Разнонаправленные действия, заявленные Вэнь Цзябао, кажутся вполне логичными. Некоторое послабление в политической сфере снимет часть напряжения и обеспечит экономический рост. А он необходим для того, чтобы и на армию, и на внутреннюю безопасность, и на гражданское производство денег хватало, и причин для социальных волнений было бы меньше. А все вместе укрепит Китай, который будет менее уязвим и перед внутренними угрозами вроде волнений в Тибете и Синьцзяне, и перед внешней угрозой, прежде всего исходящей от США.
Проверенный метод кнута и пряника в действии… Эволюция без потрясений, который в длинной истории Китая более чем хватало.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"