13 марта Вьетнам отмечает очередную годовщину начала битвы за Дьен-бьен-фу 1954 года, которая принесла ему освобождение от французского колониализма. Началась она с уничтожения вьетнамцами усиленного батальона Французского иностранного легиона из легендарной 13-й полубригады, называемой одной из победительниц знаменитого немецкого фельдмаршала Роммеля при Бир-Хакейме.
В историю это уникальное сражение вошло и потому, что французы, имевшие танки и авиацию, были наголову разгромлены вьетнамцами, у которых не было бронетехники и самолетов. Как же это произошло, и каким образом слабовооруженные вьетнамские солдаты нанесли Легиону самое страшное поражение в его истории?
Напомним, что французское командование решило выиграть затянувшуюся войну в Индокитае в одном генеральном сражении, провести которое было решено на севере Вьетнама, в местечке Дьен-бьен-фу, где французы оборудовали оборонительную базу и военный аэродром, прикрытые мощной артиллерией.
База представляла собой несколько секторов обороны: главный, центральный и несколько периферийных. Одним из важнейших был опорный пункт "Беатрис", который и занимал батальон 13-й полубригады Легиона из 750 человек.
Читайте также: США и Индия помогут Вьетнаму побороть Китай
В ходе ночной атаки с 13 на 14 марта он был полностью уничтожен, а "Беатрис" была взята в ходе ожесточенного боя. Почему же французам не удалось использовать свои технические преимущества?
Расчет французов строился на полном господстве в воздухе их авиации и том, что если периферийные пункты обороны подвергнутся удару, их прикроет тяжелая артиллерия с центрального сектора. Однако французы недооценили вьетнамцев, которые приготовили для них сюрприз в виде гаубиц и средств ПВО, которые они протащили по бездорожью на руках в буквальном смысле слова, прорубив дорогу в скалах и джунглях.
Нельзя не отметить и великолепную организацию вьетнамской армии, в частности, ее военной разведки, действия которой принесли командующему генералу Зиапу одну из самых блистательных побед в истории.
Еще до начала битвы вьетнамские разведчики вдоль и поперек облазили почти всю французскую базу вплоть до центрального сектора, разведав немало слабых мест в обороне противника и целей, ставших мишенями для артиллерии Хо Ши Мина. Это они убили начальника штаба Дьен-бьен-фу и похитили за несколько дней до начала боя одного из начальников "Беатрис", командовавшего ротой легионеров.
Бывший гитлеровский подполковник дополнительно раскрыл Зиапу многие из козырей легионеров, в том числе и места расположения пулеметов с прицелами, позволяющими вести ночную стрельбу, многие из которых перед началом штурма были накрыты вьетнамскими гаубицами.
По свидетельству выживших защитников "Беатрис", легионеры были поражены необычайной меткостью артиллеристов противника. Так, к примеру, из первых 20 выпущенных ими снарядов 18 точно поразили цели. Среди защитников базы распространился слух, что наводчиками гаубиц являются пришедшие на помощь вьетнамцам китайские коммунисты. Однако легионеры его явно преувеличили. Сейчас доподлинно известно, что китайцы в составе вьетнамской армии были, но лишь двое, и те на позициях военных советников при штабе генерала Зиапа.
Впрочем, последний и без помощи со стороны неоднократно доказывал свою способность громить превосходящие в техническом плане силы французов. Главная же заслуга китайских военных советников состояла в том, что они помогли Зиапу в оборудовании укрытий для гаубиц и их маскировке, получив соотвесттвующий опыт в начале 1950-х годов во время Корейской войны.
Это обстоятельство и сослужило вьетнамцам добрую службу: в результате большая часть их гаубиц осталась недосягаема для снарядов и авиабомб французов, тогда как их собственная артиллерия, находившаяся на открытых и слабозамаскированных позициях, стала легкой мишенью для наводчиков Зиапа.
Читайте также: Китай возомнил себя хозяином Меконга
Нельзя не сказать и о том, что одних только легионеров винить в этом разгроме, предопределившем крах Дьен-бьен-фу, не стоит. Без помощи "из центра" были обречены. Учитывая расстояние между ними и центром в 2,5 километра, они вполне могли получить ее через полчаса после начала штурма. Но этого так и не случилось. Возможно потому, что командование базы во главе с полковником де Кастри после попадания неразорвавшегося вьетнамского снаряда в бункер, в котором оно находилось, пребывало в состоянии прострации и фактически бросило легионеров на произвол судьбы.
Утром 14 марта, когда уже все было кончено, французы попытались вернуть "Беатрис". Их движение было отлично видно с занимаемых вьетнамцами высот, которые артогнем, по свидетельству очевидцев, "вогнали контратаку в землю".
Согласно данным независимых зарубежных экспертов, безвозвратные потери Легиона в том бою составили от 400 до 550 человек. Потери сторон были огромными. По заниженным французским данным, приводимым в "Золотой книге Иностранного легиона" авторами Брюнон и Маню, общие потери Легиона в том бою составили 332 человека. Как известно, гарнизон "Беатрис" насчитывал 750 человек. Куда же делись остальные? Они бежали.
Говоря о причинах разгрома легионеров, нельзя не сказать и о разных мотивациях бойцов армий противников. Что же защищали легионеры? "Честь легиона" и Франции? Для большинства из них, как показывают листы опроса пленных с "Беатрис", это было пустым звуком. Многие из них были несчастными людьми, попавшими в легион "волею судеб".
Взять, к примеру, граждан стран Восточной Европы, бежавших на запад при приближении советских войск в 1945 году, которые подписали легионные контракты, оказавшись без денег и перед угрозой насильственного возвращения на родину. Среди сдавшихся было немало испанских коммунистов, бежавших во Францию в 1939 году после учиненного им разгрома Франко. Их также завербовали в качестве пушечного мяса для удержания колоний, угрожая выдачей. Во время штурма они отказались стрелять и сдались в плен своим вьетнамским единомышленникам.
Наиболее яростное сопротивление вьетнамским солдатам оказали главным образом бывшие солдаты и офицеры гитлеровской Германии и разного рода коллаборационисты, в том числе из СССР, скрывавшиеся в легионе после своих "подвигов" 1941-45 годов. Им просто ничего не оставалось, кроме как дороже продать свою жизнь. Впрочем, даже такой мотивации не всегда было достаточно для того, чтобы стоять насмерть. Один из них, бывший солдат Вермахта, сделал на допросе такое признание: "Когда вы начали артподготовку, стало очень страшно. Я лег на дно окопа и лежал там, пока меня не взяли в плен".
Вьетнамцы сражались за свою свободу против установленного французами порядка, при котором большинство из них влачили жалкое существование, и годились, по мнению многих представителей колониальной администрации, лишь как дешевая рабочая сила на рисовых полях.
Одной из главных причин победы на "Беатрис" стали лучшие черты вьетнамской нации, которой присущи героизм, самопожертвование и способность работать на износ во имя победы над общим врагом. Взять хотя бы конкретные примеры во время этого боя: путь штурмовой группе преградил легионерский дот, с которым никак не удавалось разделаться и который замолчал после того, как начальник штурмовиков, Фан Динх Гиот, жертвуя жизнью, закрыл грудью его амбразуру.
Читайте также: Российский атомный прорыв... во Вьетнаме
Или другой пример, продемонстрированный другим офицером, Хиеу, который, подтащил безоткатные орудия к цели под бешеным огнем противника, также ежесекундно рискуя жизнью, уничтожал огневые точки легионеров в упор.
И наконец, самый выразительный пример, продемонстрированный вьетнамцами. Как известно, немалая часть оборонительных сооружений на "Беатрис" была уничтожена смертниками, которые, обвязавшись гранатами, ценой своей жизни прокладывали путь к победе своим единоплеменникам.
Известно, что в общей сложности только в этом бою Зиап использовал около 60 "живых бомб". Откуда же они взялись? Когда вьетнамское командование готовилось к штурму, оно бросило клич, что нужны герои, которые не побоятся отдать свою жизнь во имя общей победы. Желающих было столько, что некоторое время пришлось потратить на отбор в эти "специальные отряды". Можно ли было надеяться на столь массовое самопожертование с той стороны, во "имя прекрасной Франции" и "чести Легиона"? Как показало сражение за "Беатрис", — нет.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"