Президент Боливии Эво Моралес шокировал многих своим выступлением на проходящей в Вене сессии Комиссии ООН по наркотикам. Прямо с высокой трибуны он призвал мировое сообщество позволить его стране свободно выращивать коку и не путать культуру коки с кокаином.
Боливийский руководитель поднялся на трибуну, держа в руках листья коки и образцы различной продукции, которую делают из этого растения. Никакого кокаина среди нее не было. "Я прошу все страны, все международные организации исправить историческую ошибку", — сказал Моралес. Под этим он подразумевал тот факт, что в 1961 году ООН включила коку в список наркотических веществ. "Производители листьев коки не являются наркомафией, потребители листьев коки не являются наркоманами, а сам лист коки в своем естественном состоянии не является кокаином", — подчеркнул он.
Кроме того, Моралес дал слово сделать все возможное для поимки крупных наркоторговцев. На борьбу с ними он обещал направить все средства, "включая использование радаров, вертолетов и самолетов для более эффективной борьбы с ними". По его словам, остается сожалеть, что у Боливии недостаточно средств на борьбу с этим злом. "Наркоторговцы зачастую бывают оснащены лучше, чем государственные структуры", — посетовал Моралес.
Читайте также: Настоящий индеец двигает Боливию к социализму
Отметим, что политическая борьба вокруг того, как поступить с кокой, идет уже более 400 лет. Культивировать ее индейцы Южной Америки начали минимум пять тысяч лет назад, а европейцы познакомились с ней примерно 500 лет назад. О своеобразных свойствах этого растения они узнали очень быстро. После завоевания испанцами Империи инков против коки выступила Католическая церковь. В 1567 году Второй Лимский собор запретил жевание коки как языческий обряд. Но индейцы продолжали этим заниматься.
Параллельно с политиками в сутанах и без оных свойства коки изучали ученые и врачи. Установлено, что жевание коки в высокогорье Анд необходимо для выживания в условиях высокогорья, ибо они содержат много питательных веществ. Практически во всей Южной Америке до сих пор пьют чай из коки. Кроме того, данное растение используется индейцами (и не только ими) в разного рода ритуальных целях. Например, по нему гадают, словно по картам. Используют коку и для изготовления лекарств (того же новокаина), и для производства косметики, и "Кока-Колы".
Картину портит то, что те же индейцы издревле использовали лист коки в качестве психостимулятора, и его наркотические свойства давно уже не являются тайной. В середине XIX века европейские и американские ученые вывели технологию производства из коки кокаина, который постепенно заполонил и Америку, и Европу. Соответственно, страны Южной Америки (в том числе и Боливия) благодаря произрастанию у них коки вышли в число мировых лидеров по производству этого зелья.
Читайте также: Наши спецслужбы у границ США
С течением времени кока у жителей регионов, далеких от мест ее традиционного произрастания, все больше отождествлялась с кокаином. Отсюда пошло и вышеупомянутое упоминание коки в антинаркотическом документе ООН. Однако для боливийского индейца, выходца из бедной высокогорной деревушки, Моралеса кока — действительно больше, чем растение, из которого изготовляют наркотик. И поэтому его действия, направленные на ее защиту, вполне логичны. Его далекие предки тоже культивировали сие растение.
Глянем на биографию боливийского лидера и увидим такую картину: кока играла в ней едва ли не главную роль. В молодые годы Моралес зарабатывал на жизнь тем, что трудился на плантациях коки в провинции Чапаре. Он не понаслышке знал, что выращивание коки — единственный заработок для сотен тысяч его соотечественников. И ликвидация плантаций этого растения грозит Боливии настоящим бедствием. Ведь бедные индейцы составляют большинство ее населения.
Собственно говоря, и политическую карьеру Моралес сделал, продвигаясь по лестнице профсоюза крестьян, выращивающих коку, и в какой-то момент даже его возглавлял. А среди лозунгов основанного им "Движения к социализму" был и такой: "Нет — кокаину, да — посадкам коки!". Будучи депутатом парламента, он всячески защищал посевы коки, лично участвовал в выступлениях крестьян. А придя в 2005 году к власти, Моралес перенес свои воззрения и на внутреннюю, и на внешнюю политику Боливии.
Читайте также: Ортега громит ставленников США
То, что Моралес сблизился с президентом Венесуэлы Уго Чавесом и возненавидел США — тоже во многом следствие проблемы посевов коки в Боливии. Американские власти неоднократно требовали от боливийцев покончить с посевами коки. Понять их тоже можно — ведь основным потребителем боливийского кокаина были и остаются жители Штатов. Правда, у самого Моралеса на сей счет иное мнение. "Для США борьба с наркотрафиком — не более чем ширма. А на самом деле — геополитика, повод обеспечить присутствие", — сказал он три года назад.
Кстати говоря, попытку защитить коку с трибуны конференции ООН по наркотикам в Вене Моралес уже предпринимал. 12 марта 2009 года австрийская столица уже стала свидетельницей того, как президент Боливии публично жевал лист коки. Тогда он признался, что занимается этим порядка 10 лет, и никакого вреда здоровью она не принесла. В знак солидарности с другом коку жевал и лидер Венесуэлы Уго Чавес.
Летом 2011 года Боливия с подачи Моралеса решила выйти из соглашения по наркотическим веществам, протестуя против международного запрета на использование кокаина. Правда, 1 января 2012 года Боливия вновь решила вернуться в соглашение при условии, что ей позволят узаконить коку. И вот в Вене боливийский президент сделал новый шаг. Посмотрим, что у него получится. Вопрос с кокой — крайне непростой, и у всех сторон есть своя правда.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"