Международный суд в Гааге начинает слушания по делу "африканского Пиночета". Такое прозвище бывший чадский диктатор Хиссен Хабре получил за жестокое подавление выступлений оппозиции в своей стране.
Основанием для запуска процесса послужил иск, поданный против 70-летнего Хабре пострадавшими от его правления чадцами. По версии нынешних властей Чада, Хабре за время своего правления (1982-1990 годы) виновен в гибели свыше 40 тысяч человек и в пытках 200 тысяч человек.
Рассмотрение этого дела инициировано Бельгией. Причем особые претензии Брюссель выдвигает против Сенегала, на территории которого и скрывается с конца 1990 года с двумя женами и детьми чернокожий Пиночет.
Читайте также: Британия начала охоту на олигархов?
Брюссель обращает особое внимание на то, что Дакар, несмотря на неоднократные к нему обращения, ничего не предпринял для предания его суду или выдачи Бельгии, которая выдала международный ордер на задержание и экстрадицию Хабре еще в сентябре 2005 года.
В феврале 2009 года Брюссель уже инициировал разбирательство против Дакара, обвинив его в невыполнении своих обязательств относительно Хабре, и Бельгия подала запрос по этому делу в Международный суд, который тогда был отклонен. Судьи приняли во внимание гарантии Сенегала, что Хабре не покинет его территорию до вынесения окончательного решения Международным судом.
Заметим, что Хабре является былым сателлитом Запада в борьбе против Каддафи. Придя к власти в Чаде в 1982 году в результате переворота, подготовленного, по признанию американского посла в этой стране Дональда Норланда, ЦРУ, он тут же приступил к укреплению своей власти.
Дело в том, что Чад, как и другие искусственно созданные колониальными державами псевдогосударства, в том виде, в каком его задумала Франция, является нежизнеспособным образованием. В котором, кроме арабов, проживают около 200 народностей, в том числе и представители негроидов. Учитывая то, что мусульмане здесь составляют чуть более половины населения, треть — христиане (с небольшим преобладанием католиков над протестантами), а остальные 12,3 процента являются представителями местных религий, в том числе анимистических, Чад видится как мозаичное аморфное образование.
Читайте также: Богатейшая страна Африки готова к войне
Уходя отсюда, французы оставили бомбу замедленного действия: еще в 1920 году они привели к власти марионеточную администрацию, представленную знатью племени сара, принявшей католичество. И когда они ушли, в новоявленной стране разгорелась нешуточная борьба за власть. Против христианского правительства, опиравшегося на меньшую часть чадцев, выступили мусульмане.
Что касается Хиссена Хабре, то своему изначальному возвышению он благодарен французам. Представитель чернокожей народности тубу, он получил в 1960-е годы образование во французских учебных заведениях, став доктором социологии и заняв весьма высокие посты еще при колониальной администрации.
В ходе начавшегося восстания против "христианского правительства" Хабре перешел на сторону повстанцев, своих единоверцев-мусульман. В 1975 году прежний режим был свергнут. На место убитого президента Томбалбая пришел Феликс Маллум, и Хабре с частью повстанцев перешел на его сторону, в августе 1978 года получив за это премьерский пост. Однако нестабильность в стране на этом не закончилась, и в результате президентской чехарды будущий диктатор Хабре стал военным министром. Это-то и открыло для него дорогу к настоящей власти.
В марте 1980 года Хабре поднял мятеж, однако к концу года с помощью Каддафи президент Уэддей установил полный контроль над Чадом и вытеснил мятежников в Судан. Там, собравшись с силами, он в конце 1981 года начал новое наступление и 7 июня 1982 года с боем взял столицу страны Нджамену, провозгласив себя президентом.
Читайте также: От "африканской подмышки" до "африканской золушки"
Активную помощь ему оказали США и Франция, опасавшиеся усиления Каддафи, который хотел захватить Аузу, "урановый север" Чада. Впрочем, еще достаточно молодой Полковник не смирился с этим поражением и в начале 1983 года армия Уэддея при помощи Ливии начала контрнаступление, которое кончилось бы для Хабре катастрофой, если бы ему на помощь не прибыли войска из Заира и Франции. В итоге диктатор не только отбросил в 1987 году их на исходные позиции, но и вторгся в южные районы Ливии.
На фоне этих боев Вашингтон и Париж предпочитали не замечать того, что творил "их сукин сын" в попытке закрепить собственную власть. А делал он это очень жестко, подавляя целые группы населения по этноконфессиональному принципу. В том числе и представителей сара, на которых еще недавно опирались французы. Причем вина за это ложится и на американцев. Достаточно указать на то, что, по данным американских дипломатических источников, активную помощь в подготовке чадской тайной полиции DDS оказывали эксперты ЦРУ.
Тем не менее, в конце концов, в апреле 1989 года против него начался мятеж, и в конце 1990 года повстанцы его сбросили. Причем французы оказали им помощь: к тому времени Хабре, заливший Чад кровью, стал попросту не нужен ни им, ни американцам.
Так что его переезд в Сенегал, находящийся в орбите французского влияния, выглядел больше как почетная ссылка. И скорее всего, упорство Дакара относительно его выдачи обусловлено как раз нежеланием вполне определенных сил на Западе, которым невыгодно поднимать на поверхность дела давно минувших дней, в коих они принимали далеко не последнее участие.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"