Признавала ли Кирибати Абхазию и Южную Осетию? Напомним, что данные об этом предоставил Radio Australia, 30 января в своем интервью эксперт по внешней политике из новозеландского университета Окленда Стивен Ходли. По словам последнего, в 2011 году грузинский министр иностранных дел и премьер-министр утверждали, что "Россия платит Тувалу, Кирибати и Вануату в обмен на признание мятежных провинций Южной Осетии и Абхазии". И дополнительно указал, что к настоящему времени их признали лишь пять стран в мире, кроме России: Венесуэла, Никарагуа и теперь Вануату с Кирибати и Тувалу. Правда, он так и не ответил на вопрос журналиста относительно того, на какую именно сумму Россия "помогла" Кирибати.
Не прояснил ситуацию Ходли и относительно того, когда именно могло произойти подобное признание. Правда, с момента появления на сайте публикации относительно очередной дипломатической "победы" России в Океании точных подтверждений этой информации не произошло. Однако нельзя забывать, что Ходли — достаточно авторитетный эксперт, чтобы можно было игнорировать его мнение. Хотя, как известно, случается так, что ошибаются и самые маститые эксперты.
Читайте также: Нужна ли "чековая битва" за Океанию России?
Впрочем, стоит заметить, что издание Грузия-онлайн еще 3 октября 2011 года проявляло тревогу относительно возможной активности России на "расположенном рядом с Тувалу архипелагом Кирибати. С кирибатами Вашадзе (министр иностранных дел Грузии), кажется, пока не кирибатил о "ситуации на оккупированных территориях". Москве и Сухуми это, несомненно, внушает некоторую надежду". И, судя по всему, если признание и имело место, то как раз в отрезок с октября 2011 по январь 2012 год.
И в том, что это могло произойти, ничего удивительного нет. У этой страны, которая может запросто претендовать на название самого протяженного карликового государства планеты, чьи атоллы разбросаны на сотни и тысячи километров по Тихому океану, не существует иного выбора, кроме как, подобно прочим странам Океании, торговать своим суверенитетом. Более того: по экономическому положению Кирибати, находящееся в удалении от мировых коммуникаций и не имеющее серьезных запасов полезных ископаемых, заметно отстает в своем развитии многим другим странам Океании, занимая по этим показателям лишь восьмое место из 12. Экономика этого государства практически не растет, тогда как население увеличивается такими темпами, которым позавидуют даже некоторые мусульманские страны.
И хотя, на первый взгляд, это небольшое (всего около 100 тысяч человек) государство — территорий, пригодных для жизни людей, становится все меньше. Почти все сколько-нибудь пригодные для ведения сельского хозяйства земли освобождены от естественной растительности. Ситуация усугубляется эрозией почв, вызванной чрезмерной нагрузкой от деятельности человека и засорением отходами жизнедеятельности человека не только суши, но и прилегающей к обитаемым островам акватории и даже подземных вод.
Судя по всему, по этой причине сельское хозяйство со временем будет все менее доходным. А продажи квот на рыболовство, как показывает практика, не могут восполнить всех потребностей. И торговля суверенитетом остается одним из немногих способов заработка. Так, в октябре 2010 года эта страна признала Косово, и, судя по всему, не за просто так.
Читайте также: Лавров на Фиджи напугал США и Австралию
Впрочем, куда более показательным и поучительным для нас может стать то, как это государство повело себя в отношении КНР. Пекин взял на себя заботу о возведении новых и модернизации старых немногочисленных объектов инфраструктуры, а также ежегодно давал подарок в размере двух миллионов австралийских долларов в обмен за размещение станции слежения за ракетными испытаниями (включая ПРО), а также спутниками.
Но в 2003 году, всего за неделю до ввода в строй этого объекта на полную мощность, Кирибати спровоцировало разрыв с КНР, неожиданно для Пекина признав Тайбэй. Тогда Тайвань и КНР вели ожесточенную дипломатическую войну. Если Тайбэй всячески стремился добиться своего признания на дипломатической арене, то Пекин этому активно препятствовал. Одним из главных полей битв и стала Океания. И там оба конкурента не раз праздновали удачу, после чего нередко с удивлением открывали для себя, что их обманули. Так было и с Кирибати. Правда, местная политическая элита пыталась выставить виноватой китайскую сторону, которая-де не оценила стремления кирибатийского народа жить в мире и дружбе со всеми странами Земли.
Заметим, что подобную политику Кирибати продолжает и сейчас. Нет, лидеры этой страны отнюдь не уподобляются ласковому теленку из пословицы, сосущему двух маток. Кирибати стремится быть ласковым сразу со многими "матками": будь то США, Великобритания, Австралия, Германия, КНР, Тайвань, Куба и так далее. Главный принцип — сколько вы нам дадите денег.
И кстати, основной причиной, почему китайская станция слежения так и не прижилась в этой стране, было то, что Тайвань предложил ей больше денег, чем она получала из Пекина. И, судя по всему, за спиной товарищей из КНР кирибатийская элита грамотно договорилась о том, что тайваньцы восполнят все потери Кирибати от прекращения сотрудничества с Пекином. Иначе как объяснить тот факт, что после того, как обиженные, мягко говоря, легкомысленным поведением кирибайтицев китайские коммунисты отсюда ушли, Тайвань тут же продолжил за них строительство национального стадиона стоимостью восемь миллионов австралийских долларов и направил своих врачей взамен уехавших в Пекин?
Читайте также: Россия проиграла Абхазию на поле Вануату
Так что и в данном случае удивляться тому, что Кирибати могло решить сыграть с нами в "чековую дипломатию", не приходится. Равно как и в перспективе, что через какое-то время кирибатийская элита не откажется от сделанного ранее признания в пользу "хороших отношений с Грузией". Все зависит от того, насколько последняя и ее западные покровители готовы будут пожертвовать на это дело. И, судя по всему, они за ценой не постоят. Австралийцы и новозеландцы открыто выражают свое недовольство возросшей активностью России в регионе, судьбами которого они привыкли вершить.
А Москве, которая ринулась в этот регион, чтобы добыть признание максимального количества стран для Абхазии и Южной Осетии, во всяком случае следовало бы как следует подумать, прежде чем брать на буксир страну, которая в любой момент может вспомнить, что западные связи для нее куда ближе, чем отношения с далекой Россией.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"