Казахстанский рецепт

В минувшую среду Всемирный Банк снизил прогноз темпов роста мировой экономики на нынешний год, признав, что рецессия будет углубляться. Темп роста ВВП наиболее индустриально развитых государств упадет вдвое, что обязательно ударит и по странам, которые ориентированы на экспорт сырья. В том числе по России, а также нашему ближайшему союзнику — Казахстану. В этих условиях интересно взглянуть на опыт соседей, которые готовятся встречать "вторую волну" глобального кризиса.

Шаги, направленные на борьбу с этой второй волной, казахстанское руководство начало предпринимать еще тогда, когда не спала первая. Надо отметить, что Казахстан сумел перенести первый удар кризиса значительно легче, чем многие соседи по СНГ: даже в самом сложном 2009 году его экономика продемонстрировала не спад, а рост. Хотя и минимальный, на 1,3 процента. К концу "нулевых" годов в стране уже был сформирован Национальный фонд, в который делались отчисления от доходов сырьевых отраслей — своего рода подушка безопасности. Кстати, интересно, однако, что понесенные потери удалось быстро восстановить, а за два последних года золотовалютные резервы страны выросли почти на 40 процентов.

В принципе, создание стабилизационного фонда — не "ноу хау" Казахстана: Россия боролась с кризисом, используя похожий механизм. Но в чем было отличие РК, так это в принятии целого комплекса мер по радикальному изменению структуры национальной экономики. Причем делалось это в темпе чуть ли не "спецоперации". По распоряжению президента Нурсултана Назарбаева, пакет основных стратегических документов был подготовлен правительством не после кризиса, непосредственно в самый сложный для экономики страны период. А потом все это не менее активно стало претворяться в жизнь. Например, один из "коньков" сегодняшнего Казахстана — программа форсированной индустриализации — была запущена в 2010 году, а к настоящему моменту число новых производств, заработавших благодаря ней, составило уже около 400. Впрочем, индустриализацию президент Н. Назарбаев недавно назвал ни много ни мало "вечным двигателем независимости Казахстана", так что не удивительно, что правительству в этом направлении приходится стараться особо.

Объекты казахстанской "новой индустриализации" — вовсе не промышленные гиганты. В этом еще одна особенность экономики сегодняшнего Казахстана: ставка на современные технологии и производительность труда. Слово "инновации" здесь не менее популярно, чем в России, причем звучит преимущественно во вполне практической плоскости. Основной рецепт успех — построение эффективной связки "наука — инвестор — производство". Правительство же выступает в роли помощника, без которого в инновациях — никак. "Природа человека противится инновациям. Человеку хочется стабильности, а тут приходят и говорят: то, что ты делал раньше уходит на свалку истории. Поэтому к инноваторам отношение негативное", — отметил однажды по этому поводу премьер-министр Казахстана Карим Масимов. — "По-человечески это можно понять. Но без инноваторов страна начнет отставать и останется прозябать на другой стороне истории".

Еще одна составляющая казахстанского рецепта — комплексная поддержка бизнеса. Курс правительства здесь бескомпромиссен: в качестве ориентира выбран рейтинг Всемирного Банка Doing Business, и позиции в нем страны должны укрепляться постоянно. В конце прошлого года правительство даже провело специальное заседание, где условия существования бизнеса в стране рассматривались через систему критериев Doing Business: что бы еще улучшить, чтобы подняться в рейтинге? Кстати, Казахстан в Doing Business сейчас занимает 59-ю строчку в мире, тогда как Россия, к сожалению, пока на 123-м.

Что именно делает правительство для поддержки предпринимателей? Например, для развития малого и среднего бизнеса была принята отдельная программа — "Дорожная карта бизнеса-2020". В ее рамках государство не только открывало доступ предпринимателям к льготным кредитным ресурсам, но и помогало им с созданием инфраструктуры, а также сделало упор на подготовку квалифицированных кадров. Кстати, по уровню налоговой нагрузки для малого и среднего бизнеса Казахстан выгодно отличается от соседей — достаточно сказать, что размер НДС составляет всего 12 процентов. Или вот еще пример: правительство приняло решение о создании особого "климата" для тех компаний, продукция которых идет на экспорт. Не для сырьевиков, конечно — для производственников.

Наконец, серьезный задел на будущее был сделан, когда Казахстан взял курс на ускорение экономической интеграции с соседями — Россией и Белоруссией. Переговоры о Таможенном Союзе продолжались без особого эффекта много лет, но когда Астана проявила, дело сдвинулось с мертвой точки. При этом нельзя сказать, что деловой мир Казахстана воспринял новости о вступлении РК сначала в Таможенный союз, а затем и в Единое экономическое пространство однозначно. Однако сейчас позитивный эффект от интеграции постепенно "доказывает" ее необходимость. Достаточно сказать, что российские компании начали открывать свои производства в приграничных областях Казахстана — так получается выгоднее. А в целом товарооборот Казахстана с Россией и Белоруссией вырос на 20 миллиардов долларов! Не говоря уже о том, что за счет интеграции Казахстан может теперь рассчитывать на дружеское плечо, если глобальный кризис вновь обрушится на наши экономики… Ну, а Россия, в свою очередь, сможет "подсмотреть" у партнера ряд экономических решений, успешно "обкатных" в Казахстане.

Сегодня, 20 января, в новоизбранном парламенте Казахстана состоялось первое заседание. На нем, в частности, был рассмотрен вопрос о доверии правительству во главе с Каримом Масимовым. Такова предусмотренная законодательством обязательная процедура.

Но обязательная — не значит формальная. И хотя аналитики заранее говорили, что шансы Карима Масимова сохранить свой пост высоки (а "да" действующему премьеру и кабинету министров сказали в итоге 92 из 104 депутатов), отчитываться о своей работе за последние годы правительству пришлось весьма содержательно.

 Читайте самое интересное в разделе "Мир