Туареги Каддафи ударят ураном по Западу

18 января на северо-востоке Мали близ населенного пункта Менака недалеко от границы с Нигером возобновились бои между отрядами повстанцев-туарегов и правительственной армией. Напомним, что туареги, сражавшиеся на стороне Муаммара Каддафи, осенью 2011 года, после разгрома, стали возвращаться в Сахель, а именно в Мали и Нигер.

К ним присоединились и те из туарегов, кто проживал в самой Ливии, опасаясь геноцида со стороны радикалов. Таким образом, свержение Каддафи, который почти с самого своего прихода к власти был для туарегов заступником, заметно обострило туарегскую проблему, имеющую не один десяток лет.

Напомним, что туареги живут на территории целого ряда стран Магриба и Сахеля: в Алжире, Буркина-Фасо, Ливии, Мали, Нигере и Чаде. По разным данным, их численность насчитывает от полутора до 5,5 миллиона человек. Важно то, что исторически они были прирожденными воинами, покорить которых те же французы в ходе своей колониальной экспансии смогли лишь в 1923 году.

Туарегская проблема была порождена колониальными разделами. Уходя, французы распределили их территорию (которую сами туареги называют Азавад) между несколькими зачастую искусственно созданными государствами.

Разумеется, туареги, большинство из которых исторически являлись кочевниками, не признают искусственно прочерченных в Сахаре границ и постоянно их нарушают. Но и это еще не все. Туареги в большинстве стран проживания были угнетаемым и презираемым меньшинством.

И с 1990 года они неоднократно вели вооруженную борьбу с правительствами ряда африканских стран, например, Мали и Нигера. Благодаря посредничеству Алжира и особенно Ливии до сих пор эти конфликты удавалось приглушать. Туареги были благодарны Полковнику за неоднократно оказываемую им помощь, и сотни их представителей служили ему верой и правдой. Достаточно указать на то, что в 1973 году он их фактически спас во время катастрофической засухи и предоставил им кров и еду.

Читайте также: Межплеменная резня по-ливийски

Кроме того, десятки тысяч туарегов нашли у него приют после серии конфликтов в том же Мали, Нигере и Чаде. И до нападения НАТО на Ливию в составе ливийских войск служили, по меньшей мере, две тысячи туарегов, многие — в элитном "Панафриканском легионе". А некоторые дослужились до генеральских званий. Каддафи умело разыгрывал туарегскую карту в своих интересах как внутри страны, опираясь в том числе на них, так и при выстраивании своего влияния в соседних государствах.

Например, он выдвинул идею создания федерации "Большая Сахара", в которой права туарегов должны были быть учтены. Большинство туарегских вождей поддержали эту идею. Впрочем, в соседних странах, в том числе в Алжире, к подобным планам выстраивания ливийского влияния отнеслись без энтузиазма.

Но теперь, после свержения Каддафи, имевшего на туарегов огромное влияние, сделать это будет куда труднее. Тем более, что значительная часть туарегов объединена в Народное движение за освобождение Азавада (НДОА).

Надо отметить, что власти стран Сахеля готовились к возможному обострению. С конца августа, когда некоторые из туарегских отрядов, получивших от Каддафи оружие, стали возвращаться к местам своего проживания, встал вопрос, что с ними делать. Было ясно, что, получив дополнительное вооружение, они рано или поздно попытаются добиться своего.

И 26 августа при загадочных обстоятельствах погиб лидер малийских туарегов Ибрагим аг Баханги, считавшийся одним из самых радикальных представителей движения туарегов, отказавшийся принять мирное соглашение 2006 года и поднявший в 2007 году новое восстание.

Примечательно, что военное образование аг Баханга получил у Каддафи. Именно он являлся одним из главных поборников объединения туарегов. Их "Альянс-туареги-Нигер-Мали" (АТНМ) возглавил свекр аг Баханги — Хама аг Сид Ахмед. Также аг Баханга был одним из лидеров Народного движения Азавада.

Кому была выгодна ликвидация этого человека? Как властям Мали, так и представителям "Аль-Каиды Магриба" АКИМ, пытающимся взять инициативу в свои руки. Для последних он был опасным конкурентом. Впрочем, его устранение не привело к дезорганизации туарегских движений. И теперь, после усиления за счет ливийского оружия и туарегов, и исламистов, ситуация для властей стран Сахеля заметно усугубляется.

Читайте также: Каддафи пал. Ливия на перепутье

Но наибольшие проблемы обострение туарегской проблемы может принести, как это ни покажется странным, для Запада и его сырьевых компаний. Как известно, до сих пор добыча урана в Нигере, являющемся одним из важнейших поставщиков этого стратегического сырья для Франции, фактически находилась под контролем французских структур. В последние годы сюда стали активно проникать китайские компании. В 2007 году район добычи урана в Агадезе уже становился ареной боевых действий, поскольку туареги требовали "справедливого перераспределения ресурсов", и никто не может поручиться за то, что те же китайцы не используют туарегскую проблему в своих интересах.

Более того: в конечном счете это рано или поздно должно случиться. Тем более, что сами туареги ранее уже были замечены в атаках на представителей Запада. Смогут ли решить туарегскую проблему без посредничества Каддафи?

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"