Исламисты Ливии поджигают Алжир

Вечером 17 января в Ливии был освобожден похищенный накануне губернатор алжирской провинции Иллизи Мухаммед аль-Ид Хелфи. По сообщению алжирских источников, чиновник 16 января отправился в приграничный город Дебдеб, охваченный выступлениями местных жителей, чтобы урегулировать конфликт, возникший между местными жителями и властями города.

Судя по данным алжирской оппозиции, протест населения Дебдеба носил явно выраженный антиправительственный характер, и в массовых митингах активное участие принимала молодежь. Вместо диалога губернатора и сопровождавших его чиновников протестующие скрутили и вывезли на границу с Ливией, где передали боевикам АКИМ (североафриканского филиала "Аль-Каиды"), которые отправили их на ливийскую территорию. Известно, что губернатора на другой день "освободили власти Ливии", но подробности, связанные с его освобождением, пока неизвестны.

С момента начала вооруженного противостояния в Ливии власти Алжира фиксировали резкое увеличение количества терактов на своей территории, указывая на то, что большая их часть совершается с применением ливийского оружия. А после свержения Каддафи террористическая активность в Алжире еще более выросла. Алжирские спецслужбы фиксируют резкую активизацию в приграничье экстремистов, которые везут туда оружие.

Читайте также: Запад не дает Алжиру уничтожить исламистов

Так, по данным газеты Al-Habar, накануне в той же провинции Иллизи удалось арестовать троих алжирцев и одну ливийку, имевших при себе восемь мин и российское стрелковое оружие, а также оборудования для производства патронов.

Исходя из последних событий, создается впечатление, что алжирские власти начинают утрачивать контроль над ситуацией. Пока они в состоянии перехватывать небольшие партии оружия и вызволять захваченных представителей режима, однако они не могут предотвратить эти случаи. Более того: с каждым днем исламисты начинают чувствовать себя в приграничье Алжира все более вольготно.

Ситуация усугубляется внутренней нестабильностью в Ливии после смерти Каддафи. К тому же диалог Алжира с новыми властями страны не особенно складывается. Те, кто прорвался в Ливии "к рулю", не уставали попрекать Алжир тем, что именно он поддерживал Полковника. И надо сказать, эти "упреки" не были лишены основания. Достаточно указать на то, что АНДР признал тот же Переходный национальный совет (ПНС) Ливии одним из последних, лишь в конце сентября 2011 года.

Впрочем, даже это обстоятельство не смогло сбить накала в отношениях между Алжиром и нынешними ливийскими властями. Более того, ливийские радикальные группировки на протяжении лета-осени 2011 года не раз заявляли о том, что они начали войну со своим алжирским соседом. И, судя по всему, исходя из происхоядщих в алжирском приграничье событий, они явно не бросали слов на ветер.

Читайте также: Ливийские повстанцы как оружие против Алжира

По данным алжирских источников, произошедшие летом теракты против государственных и военных объектов в городах Бордж Менаиль и Шершель производились в тесной координации с ливийскими исламистами. Не случайно представители АКИМ охарактеризовали их как "маленький подарок семьям шахидов и тем, кто страдает в тюрьмах Алжира".

Дополнительным раздражителем для новых ливийских властей служит тот факт, что Алжир до сих пор укрывает на своей территории "ряд видных представителей режима Каддафи". Кроме вдовы Полковника Сафии там до сих пор находятся его сыновья Мохаммед и Ганнибал, а также дочь Аиша Каддафи. 1 декабря она нарушила данное еще в сентябре алжирским властям обещание воздерживаться от заявлений в прессе и дала интервью сирийскому телеканалу "Ар-Раи", призвав ливийцев восстать и "отомстить кровью" за гибель Каддафи и его соратников.

 

За это перед ливийскими властями был вынужден оправдываться официальный представитель МИД Алжира Амар Белани: "Мы сожалеем в связи с появлениемэтих неприемлемых высказываний… Аиша Каддафи второй раз нарушила условие, неразрывно связанное с другими нормами, предписанными ей при предоставлении гуманитарного убежища в Алжире. Родственники Каддафи являются гостями Алжира на определенное время. Мы примем меры в связи с этим новым нарушением обязательства", — обещал он. Впрочем, никакой выдачи в Ливию ближайших родственников Полковника, на чем настаивают ливийские власти, так и не было.

Напомним, что "закипание" алжирского приграничья происходит на фоне подготовки страны к парламентским выборам, ориентировочно намеченным на весну 2012 года. После того, как в феврале 2011 года по Алжиру прокатилась волна массовых выступлений и даже по "тунисскому" примеру самосожжений протестующих, власти приняли меры для недопущения у себя своей "арабской весны".

Читайте также: Франция взрывает Алжир "кабильской бомбой"

Они обещали легализовать целый ряд политических партий и предоставили ряд дополнительных социальных выплат населению, сочетая эти меры с жестким подавлением протестов. До сих пор это давало результаты, и противникам действующего режима пока не удалось добиться какого бы то ни было прогресса.

Впрочем, судя по всему, решающий бой еще впереди. Так, оппозиция резко раскритиковала новый закон о политических партиях, который власти характеризуют как "высшее проявление алжирской демократии". 6 декабря к его рассмотрению приступила алжирская Национальная ассамблея (нижняя палата парламента). Исламисты считают этот закон дискриминационным, поскольку он делает практически невозможным участие в политической борьбе партий с религиозной подоплекой.

Впрочем, и сами представители режима не особенно скрывают свое намерение поставить надежный заслон на пути экстремистов вроде представителей того же Фронта Исламского Спасения (FIS), чьи действия в начале 1990-х годов погрузили страну в кровавую гражданскую войну.

Как бы там ни было, но мириться с подобным ущемлением исламисты не намерены. Существует точка зрения, согласно которой, после проигрыша кровавой гражданской войны 1990-х годов, в которой фундаменталисты скомпрометировали себя участием в резне мирных жителей, у большинства алжирцев выработался иммунитет от "исламистской заразы".

Впрочем, многие исламисты и не делают ставку на взятии власти исключительно своими силами. Сейчас они проявляют удивительную гибкость и подчас в борьбе против режима блокируются не только с левыми, либералами и с кабильскими сепаратистами, среди которых они постепенно укрепляют свои позиции.

К этому надо добавить и внешний фактор. Катар стремится взять алжирских радикалов под свое крыло. И "в гостях" у катарского эмира по-прежнему сидит один из основателей FIS Мадани. С другой стороны, продолжает заигрывать с кабильскими сепаратистами Франция.

Читайте также: Алжир готов сбросить ставленника США

Казалось бы, сохранение стабильности в Алжире, ведущем борьбу против терроризма и снабжающего энергоресурсами Европу, отвечает интересам Запада. Однако к АНДР есть вопросы. В частности, тот же Париж недоволен тем, что Алжир, несмотря на декабрьские обещания министра энергетики и шахт Юсефа Юсфи привлечь иностранных инвесторов введением льготных условий деятельности, так и не отменил введенный в 2009 году закон, ограничивающий долю капитала иностранных инвесторов в совместных предприятиях 49 процентами и не позволяющий им доминировать на алжирском рынке. В свою очередь, независимая позиция Алжира раздражает и Катар, желающий прибрать к рукам его газовые месторождения.

Пока Запад и его арабские союзники заняты Ираном и Сирией, алжирский лидер Бутефлика может не опасаться за свою судьбу. Но никто не гарантирует ему спокойной жизни. О ней после падения Каддафи ему вообще придется забыть на долгие годы.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"