Премьер-министр Британии Дэвид Кэмерон напомнил стране о ее корнях и традициях. Выступая недавно в Оксфорде в честь 400-летия Библии короля Якова, он заявил о том, что Англия была и остается христианской страной, при всем уважении к многообразию культур и религий в островном государстве.
Немудрено, что Кэмерон говорит об этом: число мигрантов в Великобританию достигло рекордного числа в четверть миллиона человек в год. Сегодня более четырех миллионов жителей Соединенного Королевства — не белые. И далеко не все проявляют уважение к традициям и истории новой родины.
Последние годы "старая добрая Британия" все больше и больше смахивала на королевство абсурда. Из государства с самыми крепкими славными традициями она превратилась в причал для мигрантов всех мастей, которые, ступая на английскую землю, даже не думали, что приезжают в страну, чья история насчитывает много сотен лет.
Читайте также: Кэмерон прописал Европе "либерализм с кулаками"
Слишком "толерантная" и открытая политика властей привела к тому, что чужеземцы всерьез начали "править бал" в Британии, создавая внутри страны настоящие анклавы и островки отчуждения. Приехавшие не оказывали английской культуре и традициям даже тени уважения, а коренные жители, которым объясняли, что они обязаны быть терпимыми и принимающими, оказались не в состоянии объяснить новым соседям, как следует вести себя в гостях.
Мигранты, значительная часть которых оказалась людьми исламской веры, быстро начали наводить свои порядки. На небольшом, по сущности, острове выросло три тысячи мечетей, самым популярным именем для новорожденных младенцев стал Мохаммед (а раньше был Джон — то есть Иоанн), и мусульмане начали поговаривать, что пора бы ввести в Британии шариатские порядке.
В школах для детей мигрантов обнаружились учебники, в которых ученикам объясняли, к примеру, чем евреи хуже всех остальных людей на земле, и как правильно отрубать ворам руки и ноги. Взрослые же не скрывали, что на деньги, получаемые в качестве социальных пособий от правительства Великобритании, они ездят в Афганистан и Ирак, чтобы там воевать с НАТО.
Читайте также: Толерантная Европа: Мохаммед популярнее Иоанна
В конце концов премьер-министр Англии Дэвид Кэмерон понял, что гостеприимно распахнутые навстречу всем гостям объятия приводят не к счастливому и мирному сосуществованию коренных британцев и мигрантов, а к кризису самоидентификации в его стране. А позиция "живи и дай жить другим" в наши дни все чаще воспринимается, как "делай, что хочешь". И премьер-министр обрушился с критикой на "политику мультикультуризма", объявив о ее полном провале.
"Приехавшие молодые мусульмане уже затрудняются соотносить себя с мусульманскими традициями, которые исповедуются у них дома… Но и с английскими ценностями они себя ассоциировать не могут, потому что мы допустили, что наша собственная идентичность слаба и расплывчата", — сказал британский премьер.
Но только лишь обличать и громить — недостаточно, важно указать и путь созидания, которым "потерянные" англичане смогут "вспомнить себя". И вот, несколько дней назад, выступая в Оксфорде на празднике, посвященном 400-летию Библии короля Якова, самому известному переводу Библии на английский язык, чей тираж превысил миллиард экземпляров, Кэмерон со всей определенностью сказал:
"Британия была и остается христианской страной. И это следует не стыдливо скрывать, боясь ранить чьи-то чувства, а напротив — гордиться и утверждать свою веру. "Мы — христианская страна, и не должны бояться говорить об этом", — заявил Кэмерон. И признался, что он "преданный", хотя и "редко практикующий" христианин.
Читайте также: Кэмерон вышел на тропу войны с исламистами
Это ни в коем случае не значит, что Британия собирается устраивать геноцид на религиозной почве. Нет. "Я ни в коей мере не хочу сказать, что неправильно иметь другую веру — или не верить вообще, — сказал премьер-министр. — Я знаю и с уважением отношусь к тому, что многие в нашей стране не религиозны. И я горжусь, что Великобритания стала домом для представителей различных религиозных общин, которые делают многое, чтобы наша страна стала сильнее. Но я хочу сказать, что Библия помогла Великобритании обрести моральные ценности, сделавшие Британию такой, какой она является сегодня".
И об этом не следует забывать. Уважая чужую культуру и чужие обычаи, обязательно нужно помнить о своих собственных — тех, которые, собственно, и дают возможность не враждебно относиться к иному. В конце концов, именно христианство дарует ту свободу, в которой живут все — и даже люди иных вероисповеданий.
"Многие говорят, что намного легче быть иудеем или мусульманином здесь, в Великобритании, нежели в светской стране, такой, как Франция, — рассказал в своем выступлении Кэмерон. — Почему? Потому что толерантность, которую христианство требует от нашего общества, обеспечивает большее пространство для других религиозных конфессий. А еще потому, что многие ценности христианской страны являются общими для людей всех вероисповеданий, а также для тех, кто не верит в Бога".
Остается надеяться, что британцы услышат своего премьера. Им — да и не только им, а европейцам в целом — необходимо "вспомнить себя", осознать цену себе, своей вере и культуре и вежливо, но настойчиво потребовать уважения от приезжих гостей. Разумеется, со всей христианской любовью. И не забывая, что ее ни в коем случае не стоит путать с мягкотелостью, попустительством и прохладным равнодушием.
Читайте самое интересное в рубрике "Мир"