Россия, издавна считающаяся оплотом православной веры, накануне Пасхи традиционно примет у себя один из главных символов христианской веры — Благодатный огонь из Иерусалима. Делегация религиозных, государственных и общественных деятелей отправилась 21 апреля в древнюю столицу Израиля, чтобы доставить к празднику в Москву "живое пламя", которое ежегодно возгорается накануне православной Пасхи в иерусалимском храме Гроба Господня. Самолет со Святой Земли совершит посадку в аэропорту "Внуково-1" в субботу около 23 часов по московскому времени.
Священный огонь в специальных лампадах доставят в храм Христа Спасителя к ночному патриаршему Пасхальному богослужению. Затем реликвия отправится во все региональные центры страны. Таким образом российские прихожане смогут соприкоснуться с чудом, которое ежегодно становится кульминацией пасхальных празднеств в Израиле и притягивает к себе тысячи туристов со всех концов света.
Когда-то Израиль был Меккой туризма. Автобусам у храма Гроба Господня не хватало места, а по улицам Старого города в Вифлееме нельзя было пройти из-за плотного людского потока. После войны улицы городов опустели, но сегодня туристы начинают постепенно возвращаться в Израиль. Приезжающие туда признаются, что не чувствуют себя в безопасности. И тем не менее даже неспокойная военная обстановка не удерживает туристов от осуществления их мечты — паломничества на Святую Землю.
По словам туроператоров, сейчас в Израиле тихо и опасаться нечего, поэтому никаких особых инструкций по "технике безопасности" для приезжих не существует. Но тревожная обстановка все же накладывает свой отпечаток. Так, в израильских аэропортах проводится строгий таможенный досмотр. Проверке подвергаются как багаж, так и личные вещи пассажиров. Кроме того, отмечают специалисты, сейчас практически никто не едет в Вифлеем. У всех еще свежи воспоминания о том, как там в храме Рождества Христова были взяты в заложники католические монахи. Но некоторые смельчаки все же рискуют и отправляются в этот город, где, по преданию, родились Иисус и царь Давид.
Однако в эти дни центром притяжения туристов стали Иерусалим и храм Гроба Господня, где ожидается Схождение Благодатного огня. Под громадной кровлей этого храма находятся Голгофа, где был распят Христос, и пещера, в которую он, снятый с креста, был положен.
Свидетельства о появлении небесного огня на Гробе Господнем восходят к глубокой древности. Уже историк Евсевий Памфил описывает случай зажжения лампадки чудесным пламенем во время пасхальной службы времён патриарха Наркисса, а это конец II века. В последующие века множество людей самых разных исповеданий сообщали о Благодатном огне, сходящем на Гроб Господень.
Паломников здесь всегда настолько много, что для того чтобы увидеть знамение, в храм нужно войти уже в пятницу, провести там всю ночь и почти весь день субботы.
"Кругом верующие на коленях. Многие плачут… Храм огромный, и каждый его кусочек разделен на часовни различных христианских конфессий. В первый раз трудно разобраться, куда идти: вот армянская церковь, вот греческая, здесь копты", — рассказывают паломники.
На пространстве внутри храма в это время звучит речь почти на всех языках мира. Однако верующих перспектива провести сутки в помещении, битком набитом людьми, с которыми они даже не смогут объясниться, не смущает. Слишком велико желание приобщиться к благодати. В самом храме может вместиться до 10 тысяч человек. Но и вся площадь перед ним, и анфилады окрестных сооружений также оказываются заполнены народом — количество желающих гораздо больше возможностей храма, поэтому паломникам бывает нелегко.
Пасхальное чудо Схождения Благодатного огня — феномен, до сих пор не имеющий научного объяснения. Примерно в час дня в Великую субботу иерусалимский Патриарх после свершения крестного хода подходит к Кувуклии — часовне, в которой располагается пещера с Гробом Господним. Из одежды на Патриархе в этот момент — одна лишь длинная сорочка, дабы недоверчивые не заподозрили, что он вносит с собой вызывающие огонь предметы. Напомним, что еще в неотдаленном прошлом (в начале XX века) за этим тщательно следили: турецкие власти обследовали часовню, доходило даже до обысков священнослужителей.
Итак, с дверей Кувуклии снимается восковая печать, и Патриарх входит внутрь. На коленях перед камнем, где лежало Тело Христа, он молит Бога о ниспослании святого огня. Молитва может длиться от нескольких минут до нескольких часов.
И вот, как рассказывают очевидцы, на мраморной плите гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Их прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем передает народу.
Возгоранию предшествует движение воздуха под куполом храма, которое ощущают все присутствующие. И в это мгновение в полной тишине над их головами возникает необыкновенное марево, и десятки и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма — от иконы, висящей над Кувуклией, от купола храма, от окон, и заливают все вокруг ярким светом. Кроме того, то тут, то там — между колоннами и стенами храма — мелькают вполне видимые молнии, которые проходят без всякого вреда через стоящих людей.
Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи, сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам Кувуклии. При этом первые 15-20 минут огонь не обжигает — прихожане прикасаются к нему, умываются им. Но и после истечения этого времени Благодатный огонь ведет себя необычно — он как бы "мягче" обычного пламени.
Это удивительное таинство не оставляет равнодушным ни одного человека: многотысячную толпу верующих охватывают радость и ликование. Пасхальное чудо, убеждены паломники, становится источником обновленных духовных сил и веры.
Известно множество случаев исцелений от различных недугов, благодаря прикосновению к святому огню. Поскольку его схождение тесно связано с главным чудом христианства — воскресением из мёртвых Иисуса Христа, то по недавней традиции принято привозить огонь из Иерусалима на Пасхальное воскресное богослужение в церкви других стран. Этой традиции следует и Россия.
Монахини, прислуживающие в храме, могут рассказать много удивительного об этом знамении. Так, они отмечают, что с наступлением нового тысячелетия свечение стало значительно ярче.
Еще рассказывают легенду о том, как в 1579 году из-за политических недоразумений православный Патриарх не был допущен к Гробу и праздничную службу вел армянский священник. В ту Страстную субботу внутри находились только армяне, а другие христиане молились снаружи. Говорят, что тогда священный огонь не сходил много часов, но после этого возник как молния из одной из храмовых колонн, и от него зажглись свечи молящихся снаружи. Опаленную колонну и сегодня показывают туристам.
В другой раз, уже в наше время, православный Патриарх попросил иерусалимскую полицию не допускать в храм арабов. Те часто ведут себя шумно, а порой даже экзальтированно и мешают молящимся сосредоточиться. Благодатный огонь в тот день также задержался на несколько часов.
Патриарху же было видение, в котором он услышал голос, взывающий: "Почему не пускают в храм детей моих?"
После этого всех желающих допустили к Гробу Господню, и огонь, наконец, зажегся.
Скептики, однако, стремятся найти тривиальное научное объяснение пасхального чуда Схождения огня. Так, в советское время в вузах читался отдельный курс под названием "Химия и религия", на котором ученые мужи доказывали, что вероломные священники в своих одеждах проносят в часовню с Гробом Господним хитроумные химические соединения, благодаря которым и свершается "чудо". Однако если учесть то, что среди присутствующих в храме всегда много инословных христиан, мусульман и даже атеистов, представителей СМИ и сотрудников еврейской полиции, то условия здесь навряд ли благоприятны для проведения опытов с химическими реакциями.
Чудо нисхождения Благодатного огня повторяется из года в год и до сих пор не поддается рациональному объяснению. Происходит это в течение многих веков, и ни разу еще "традиция" не прерывалась. То, что огонь самовозгорается именно на православную Пасху, является одним из серьезнейших аргументов в спорах между Западной и Восточной церквями. Однако, помня о прошлых знамениях, в этот день никто больше не разделяет пришедших в храм людей по конфессиям.