"Босиком под звездами": книга, делающая жизнь лучше, а родительство — счастливее

Российские книжные магазины подводят итог ушедшего года. Огромным спросом в 2019-м пользовались издания по психологии, саморазвитию. Так, произведение Тима Коллинса "Живи как ленивец. Уроки целительного пофигизма от самых счастливых созданий на Земле" сметалась с полок как пилюля от всех болезней. Еще одним таким шедевром стала книга о внутреннем контакте с самим собой — "Вопреки. Как оставаться собой, когда всё против тебя" Брене Брауна.

Из изданий российских авторов стоит отметить "Босиком под звездами". Изданная тиражом в 1000 экземпляров, она стала настоящим бестселлером в секции детской психологии и взаимопонимания родителей и детей. Книгу написал талантливый монтессори-педагог и детский психолог Тимур Сагдеев в соавторстве с основателем одной из крупнейших российских монтессори-школ "Земляне" Юлией Никишиной. "Босиком под звездами” предлагает новый взгляд на воспитание детей, который поможет привести детско-родительские отношения к гармонии.

Мы поговорили с автором книги — Тимуром Сагдеевым о том, как ему удается менять жизни детей, почему он получает благодарности от педагогов и родителей со всей страны и какие знает секреты воспитания "трудных" подростков.

Полное погружение в природу

— Тимур, ваша книга "Босиком под звездами" обратила на себя внимание не только родителей, которые постоянно находятся в поиске рецепта доверительных и гармоничных отношений с ребенком, но и педагогического сообщества. Говорят, до сих пор подобных работ не было. Как вам пришла идея написать книгу? Что вы хотели ею сказать?

— Вместе с Юлией Никишиной нам очень хотелось донести до родителей и других педагогов необходимость сближения детей с природой, поскольку именно отчуждение от природы приводит к снижению уровня чувствительности и здоровой эмоциональности и у детей, и у взрослых, к сложностям в управлении вниманием, повышенному уровню стресса, психосоматическим и физическим заболеваниям. Современные дети поколения Z в отличие от представителей старших поколений вообще живут в виртуальном мире, им не хочется выезжать на природу, даже выходить из дома. На первом месте у них — развлечения в гаджетах. Это приводит к формированию клипового мышления. Как результат, у детей этого поколения гораздо чаще диагностируется синдром дефицита внимания и гиперактивности. К тому же, по данным Всемирной Организации Здравоохранения, у 80% школьников подросткового возраста во всем мире уровень физической активности находится ниже рекомендованного. Занятия на природе решают эти проблемы. При этом мы хотели поделиться конкретными способами, как это сделать — связать школьную программу с занятиями на природе. На нашем личном опыте реальных природных практик мы показали, что такие занятия могут проходить не в скучной академической форме, и их может организовать каждый родитель или педагог. А самое главное — мы хотели вдохновить их на это. Да, вдохновить родителя и учителя на сближение ребенка с природой — вот основная цель книги.

— Какие конкретные практики и советы, решающие эти социальные проблемы, описаны в книге? Как вы к ним пришли?

— Практики в книге разделены по названиям явлений природы. После каждой из них показаны возможные варианты, как ребенок может самостоятельно продолжить исследование окружающего мира, вдохновившись занятием. Всё в духе педагогики Монтессори, основанной на самостоятельном познании мира ребенком. Мне близка система Монтессори, потому что я всегда придерживаюсь естественного развития ребенка, когда дети учатся без принуждения, с удовольствием и искренним интересом. Для этого взрослый должен выступить не в роли надзирателя, а в роли помощника. Тогда обучение дает гораздо более впечатляющие результаты, чем при использовании "классических" подходов. Важно, что система Монтессори учитывает независимость и самостоятельность ребенка.

Занятия в книге выстроены так, чтобы ребенок как можно больше двигался на природе, а если и использовал компьютер, то лишь как один из инструментов своего исследования. Например, обычная игра в снежки может перерасти в изучение снежинок, их структуры, условий образования, классификации, а это заложено в школьной программе федеральных государственных образовательных стандартов. Выравнивание психоэмоционального фона детей, снижение стресса и развитие у них чувствительности происходит в том числе на занятиях, где они выстраивают связь с живой природой. Повторяющаяся каждый сезон практика "Дружба с деревом" не только учит ребенка бережному отношению к природе и всем ее обитателям, но и пробуждает в нем исследовательский интерес. После внедрения практики в учебный план каждый ребенок спешит на встречу со своим деревом, фиксирует все изменения в зависимости от времени года и окружающих условий, познает жизненный цикл и особенности развития, делает выводы.

К описанным в книге практикам я шел годами, наблюдая за зонами интереса детей. Формировал программу, основываясь на возрастной психологии, включая в практики занятия по развитию в детях самостоятельности, стремлению к свободе. Все практики предполагают формирование здоровых с точки зрения психологии привычек, которые окажут положительное влияние на будущего взрослого.

 

— Ваши уникальные методы воспитания детей нашли отражение не только в книге. Вы также являетесь основателем "Мужского клуба" для мальчишек, которых воспитывают матери-одиночки. И здесь вы тоже стали своего рода "первопроходцем", поскольку подобных клубов в России нет. Расскажите, пожалуйста, про концепцию клуба. Скольким детям он уже помог и каким образом? Как результаты Мужского клуба влияют на образование в России в целом?

— Это проект, который я реализую со всей душой и полной самоотдачей. Клуб собрал ребят из крупных городов России, Украины, Италии и США. Всего в нем состоят более 200 детей. Сам клуб — это концепция подросткового воспитания, проект наставничества для мальчишек с упором на физическое и нравственное воспитание. Реализована концепция в качестве курса дополнительного образования, где в основе лежит моя собственная методика работы с подростками, которой я обучаю других педагогов. Клуб решает острую проблему нашей страны — трудность воспитания детей в неполных семьях. Участники клуба — это мальчишки, которые растут без отцов и, соответственно, не видят перед глазами пример "настоящего мужчины". Из-за этого зачастую у них возникают проблемы с единственным родителем и одноклассниками, им приходится каждый год переходить из одной школы в другую, они не знают, кем хотят стать в жизни. Помимо этого, клуб решает проблему системы образования России — покрывает дефицит педагогов-мужчин. Я становлюсь для ребят своего рода старшим братом, с которым можно поговорить по душам, спросить совет. В "Мужском клубе" дети развиваются физически и духовно. Ходим в походы, мастерим всякие вещи, занимаемся спортом, играем в развивающие игры.

Также мы организовали в Мужском клубе книжный и киноклубы. Там мы вместе смотрим фильмы или читаем книги и обсуждаем какие-то глубокие темы. Еще одна из важных практик в клубе — развитие осознанности и силы воли. Так, ребенок ставит себе определенную цель, подробно прописывает шаги для её достижения, определяет конкретные сроки. Потом мы этот план вместе с ним обсуждаем, что-то корректируем, продумываем варианты его реализации.

— Ваш проект быстро стал набирать популярность и масштабироваться. "Мужские клубы" сейчас есть в разных регионах страны, на базе центров дополнительного образования и монтессори-школ в городах России. Кроме того, появилась онлайн-версия проекта. Чем отличаются эти форматы и как в них проходят занятия?

— Первый "Мужской клуб" я организовал в школе "Земляне" — он работал в формате еженедельного курса дополнительных занятий. Затем спрос начал расти, еще больше мальчишек хотели стать частью клуба. Кроме того, другие педагоги видели результативность таких занятий и тоже хотели внедрить мои методики у себя. Поэтому было решено запускать клубы на базе школ, центров допобразования, детских садов. Поначалу я проводил занятия сам, а затем обучал педагогов своей авторской методике. Мне важно, чтобы качество образования во всех клубах было на должном уровне, поэтому я всегда поддерживаю педагогов удаленно, если нужно — приезжаю и помогаю на месте.

Онлайн-версия клуба позволяет вступить в него мальчишкам вне зависимости от географии их проживания. Все занятия в нем я провожу сам. По каким-то темам, если чувствую, что мне не хватает квалификации, привлекаю своих друзей и знакомых.

— Есть ли воспитанники, которыми вы гордитесь? Поделитесь историями мальчишек из клуба, кто уже изменил свою жизнь.

— Я горжусь каждым своим воспитанником, ведь они уже сделали первый шаг на пути взросления и своего становления — пришли в "Мужской клуб". Все так или иначе меняют свою жизнь, реализуют желания и мечты. Например, мне помнится, как мама мальчишки 12 лет записала сына в наш клуб с запросом "оттащить его от компьютера". В разговорах с парнем выяснилось, что он реально "болен" (в хорошем смысле) программированием. И он начал создавать собственные продукты, а я выступал в роли тестировщика. Сначала это были простые сборки браузеров и прочих программ на основе общедоступных кодов. Но позже это переросло в создание реальной компьютерной игры! А я даже выступил её "официальным голосом". Но самое удивительное в этой истории то, что талантливый парень не просто собрал игру, а нашел и сплотил вокруг себя команду других подростков и даже взрослых, интересующихся программированием. Проблему с тревожностью мамы мы, конечно, тоже решили. Парень провел свое исследование на мамины триггеры и выяснил, что больше всего её беспокоит. После этого он внес изменения в свое расписание: включил ежечасные перерывы в работе с компьютером в виде зарядки и прогулки, занялся фехтованием. Какое-то время спустя его мама сказала, как сильно гордится сыном. Она была рада, что он направляет усилия в нужное русло, добивается успехов и следит за здоровьем.

Еще один пример парня 13 лет, который испытывал огромные проблемы с успеваемостью в школе и буквально потерял интерес ко всему. Его мама очень хотела, чтобы он вновь обрел уверенность в себе и влюбился в жизнь. Ведь раньше он был активным и разносторонним, шикарно играл на трубе, но из-за череды неурядиц забросил репетиции и выступления. После занятий в "Мужском клубе" парень подтянул физическую форму, у него появилось больше энергии для свершений. А недавно он поменял школу, так как в предыдущей ему было слишком легко. Он решил поступить в одну из престижнейших школ Москвы. Однако там уровень требований оказался настолько высок, что он уже не был лучшим, как прежде, стал отставать, не успевал заниматься музыкой и другими хобби. Мы подключились к проблеме и выяснили его истинные интересы, выстроили план на их основе. Одним из пунктов была смена школы на ту, в которой он реально хотел учиться — инженерную. И мальчишка дисциплинированно следовал написанному самим собой плану. Через несколько месяцев он поступил в школу своей мечты, несмотря на практически нереальный конкурс на место.

Подобные успехи ребят я связываю с применением в клубе тьюторских методик и методов гуманной педагогики. Они позволили мальчишкам обнаружить свои сильные стороны, поверить в свой талант и перейти к действиям, которые шаг за шагом привели к колоссальным изменениям в их жизни.

— Тимур, многие профессионалы Вашего дела, а также соавтор книги многократно упоминают Вашу критическую роль в развитии крупнейшей Монтессори-школы "Земляне". Расскажите про Ваш опыт, а также про проект онлайн-школы "Земляне", который разработали Вы.

— От школы "Земляне" я получил приглашение, когда проходил обучение у тренеров из Германии. Я сразу же принял приглашение и приехал в Москву. В школе, помимо функционала педагога, также занимался разработкой и стал соавтором методических материалов и курсов, проводил образовательные тренинги для других монтессори-педагогов всей страны, участвовал от имени учебного учреждения в конференциях. Работа в этой школе стала для меня знаковой еще и потому, что именно с ее директором мы в соавторстве написали книгу "Босиком под звездами" и там мне доверили запустить и возглавить проект первой в России онлайн-школы по методике Монтессори. Онлайн-школа направлена не только на детей, но и на педагогов, которые хотят расширить свой инструментарий проведения монтессори-занятий, повысить квалификацию. В ней учатся дети из России и зарубежья. Онлайн-школа "Земляне” существует и успешно развивается и по сей день.

— Вы являетесь членом Межрегиональной Монтессори Ассоциации, единственной монтессори-ассоциация, которая представлена во всех регионах нашей страны, состоите в экспертном совете Международного Института Монтессори. Как вам, достаточно молодому педагогу, удалось войти в такие престижные объединения?

— Я не делал ничего для этого специально, скорее, результаты моей работы сделали все за меня. В феврале 2019 года меня пригласили в Межрегиональную Монтессори Ассоциацию за значительный вклад во внедрение монтессори-педагогики в образовательных учреждениях РФ и большой практический опыт в преподавании. Цель этого объединения, как и моей работы, — сделать монтессори-метод максимально доступным для каждой семьи, каждого родителя и педагога.

Педагогика не стоит на месте, поэтому многие специалисты, которые работают с детьми, стремятся научиться чему-то новому. Я это ценю и всегда делюсь своим опытом. Обучение педагогов методам работы со сложными подростками — это то, чем я занимаюсь в экспертном совете Международного Института Монтессори. Я провожу занятия в формате практических семинаров, консультирую, оказываю всестороннюю поддержку. Кроме того, делаю экспертную оценку качества работы педагогов с подростками. На основе этих данных я составляю аналитический вывод о текущей ситуации, даю рекомендации по улучшению работы педагогов, повышению их навыков взаимодействия с "трудными" подростками.

— Насколько мне известно, большая часть тиража вашей книги "Босиком под звездами" была выкуплена педагогами других монтессори-школ страны почти сразу. Это действительно большое достижение. Какое напутствие Вы могли бы дать родителям, которые хотят выйти на новый уровень взаимопонимания со своими детьми?

— Да, считаю это высокой оценкой моего труда. Какую-то часть тиража действительно заказали педагоги и интересующиеся монтессори-педагогикой родители. Также несколько книг мы презентовали федеральным экспертам по образованию. Мы старались сделать книгу понятной и интересной для разной аудитории. Думаю, что у нас это получилось. Что же касается совета, то вот он: постройте доверительные отношения с ребенком, проводите вместе как можно больше времени на природе. Станьте друзьями, которые обсуждают всё на свете, а если смотрите фильм, то обязательно обсуждайте поступки героев, развивая эмпатию и эмоциональный интеллект ребенка. И говорите, говорите как можно больше, затрагивая важные, порой даже неудобные темы.