В столице Урала обостряется конфликт между застройщиком и горожанами, отстаивающими своё конституционное право на благоприятную окружающую среду. И эхо этого многолетнего противостояния вновь может докатиться до стен федеральных ведомств.
В Екатеринбурге борьба за спасение Берёзовой рощи в районе Краснолесье вступает в новую горячую фазу. Местный олигарх Валерий Ананьев не оставляет намерений вырубить полувековой краснокнижный лес и возвести на его месте жилой комплекс "АРТ. Город Парк". Его компания "Атомстройкомплекс" продолжает стягивать к Берёзовой роще тяжелую технику и оборудование, предназначенное для вырубки.
Очевидно, Ананьев, которого молва не без основания прозвала "уральским дровосеком", считает, что получил от Верховного суда и госкорпорации "Дом.РФ" карт-бланш на уничтожение народного лесопарка.
Напомним, ВС РФ ранее занял сторону олигарха, отменив итоги всех предыдущий заседаний, результатом которых было решение о сохранении Берёзовой рощи. К сведению Ананьева и армии его юристов и лесорубов, никакого права на уничтожение Берёзовой рощи у "Атомстройкомплекса" нет. Речь идет лишь о новом рассмотрение исков в защиту леса. И пока никаких решений суд не примет, в Берёзовой роще не должно появиться ни единого пня. Иначе подшефные Ананьева и он сам могут оказаться фигурантами уголовного дела о незаконной вырубке зелёных насаждений ст. 260 УК РФ.
В ноябре прошлого года апелляционный суд в Санкт-Петербурге определил, что рощу нельзя вырубать, отменив решение нижестоящей инстанции. Было установлено, что градостроительный регламент противоречит Генплану Екатеринбурга, который имеет большую юридическую силу. Градостроительный регламент, на который в судах ссылались представители Ананьева, на зелёные зоны не распространяется. Местные органы самоуправления не могли самостоятельно изменить границы участка. Поэтому, в принципе, и непонятно почему ВС РФ решил отправить иски защитников лесопарка на перерассмотрение.
Подозрительная активность Ананьева, вызванная решением ВС РФ, вынудила жителей района Краснолесья на встречные действия. Защитники Берёзовой рощи повесили вдоль леса таблички "Вырубка берёз запрещена!", "Атомстройкомплексу вход воспрещён!", "Берёзовая роща под охраной народа!".
Также горожане провели акцию, в ходе которой они выстроились по периметру рощи на улице Краснолесья, чтобы показать, что строительная техника не пройдёт к деревьям.
Очевидно, горожане настроены серьёзно. И в случае начала несанкционированных работ, избежать жёстких столкновений не удаться.
Живая цепь на пути экскаваторов, пенсионеры и мамы с колясками на пути ананьевских топоров. И эти прогнозируемые резонансные столкновения неизбежно попадут в повестку федеральных СМИ и информационных агентств. Нужна ли подобная огласка администрации Екатеринбурга? Едва ли. И господину Мутко, возглавляющему "ДОМ. РФ" подобные прецеденты в послужном списке на пользу не пойдут. А ведь именно государственный оператор, являясь распорядителем участка, оспорил запрет на вырубку Берёзовой рощи. Корпорация подала в Верховный суд жалобу на решение петербургского Апелляционного суда. Именно с подачи "ДОМ.РФ" Верховный суд направил дело о застройке леса на новое рассмотрение.
Отстраниться от ситуации Мутко уже не удастся. Будучи вице-премьером России, он получал от жителей Краснолесья специальное обращение. В документе было указано, что Берёзовая роща является полноценным лесом. Это давно подтвердили эксперты Уральского отделения Российской академии наук (УрО РАН).
С заключением учёных ознакомлены и в полпредстве президента в УрФО, и в Минприроды и экологии Свердловской области. Роща является местом произрастания видов, занесённых в Красную книгу. Минприроды уже направляло официальное обращение в мэрию Екатеринбурга с просьбой "оказать содействие в сохранении данного объекта", предложив придать лесопарку статус особо охраняемой природной территории областного значения (ООПТ).
И в связи с ходатайством корпорации "ДОМ. РФ", по сути отстаивающей интересы "уральского дровосека" Ананьева, в Екатеринбурге назревает социальный взрыв. В свете этой ситуации у екатеринбуржцев уже возникли подозрения, что заявления главы федерального оператора якобы ратующего за экологию — конъюнктурный популизм.