На экраны не так давно вышел фильм "Зоя", посвященный Зое Космодемьянской. Это уже не первая экранизация, но впервые вокруг нее поднялась волна инсинуаций по поводу подвига юной героини.
Об этом в программе "Точка зрения" Игорь Буккер поговорил с военным историком, директором музея войск противовоздушной обороны Юрием Кнутовым.
— Я считаю, что когда издеваются над памятью таких героев, как Зоя Космодемьянская, это больше связано с проблемами тех людей, которые пытаются ее критиковать, с психологическими причем проблемами.
Эта 18-летняя комсомолка совершила такой подвиг, который не под силу совершить даже порою зрелым крепким мужчинам. И человек, который примеряет ее подвиг на себя сейчас, понимает, что на такое он не способен. Что окажись он там, он бы предал и выдал всех.
Как себя оправдать?
Сказать, что Зоя была больная психически, сказать, что Зоя — неадекватный человек, сказать, что это все придумали, на самом деле все это было не так, и сочинить свою историю, которая ничего не имеет общего с правдой.
Это такое тайное самооправдание неполноценности своей психики. Но в данном случае эти элементы перекладываются на Зою.
Я считаю, что главный ее плюс в том, что она выросла в достаточно интеллигентной семье. Например, ее дедушка был священником. А отец и мама — учителями.
И вот это православное понимание того, что нет большего подвига, чем отдать жизнь за другого, оно у нее уже было в крови с детства.
Поэтому те биографические моменты, которые публиковались и публикуются, говорят о том, что Зоя была комсомолкой, активисткой, пыталась даже добиться, чтобы молодые комсомольцы занимались с неграмотными и решали проблему неграмотности среди широких масс. И самое страшное, что ее многие ребята вначале поддержали, а потом стали высмеивать.
И это был для нее, конечно, психологический удар, потому что она считала, что практически все молодые люди думают так же, как она, ведь на собраниях все выступают и говорят одно и то же, а в жизни ведут себя по-разному: говорят одно, а делают — другое.
И для нее этот конфликт, конечно, сыграл определенную роль. Он сказался, как вспоминают, даже на ее психологическом состоянии — она стала более уединенная. Потом выяснилось, что она еще заболела менингитом, была на реабилитации, где познакомилась с Гайдаром.
Семья и плюс встреча с Гайдаром, который своими произведениями учил не тому, как издеваться над слабым, а тому, как помогать ему. Это совсем другое. Тому, как любить родину, защищать ее.
Естественно, все эти вещи она впитала. И когда началась война, она пошла как комсомолка добровольцем.
Было принято решение Сталиным превратить ближайшее Подмосковье в выжженную землю.
Почему? Это самый простой вариант. Если проводить аналогию с войной 1812 года, с Наполеоном, мы помним, что тогда тактика "выжженной земли" против Наполеона сыграла важнейшую роль в победе над французами. В общем, такую простую и достаточно незамысловатую и дешевую с точки зрения затратности тактику решили применять.
Собрали комсомольцев, их немножко обучили диверсионной работе, самым-самым примитивным азам, выдали бутылки с зажигательной смесью, пистолеты, из которых они стреляли всего-навсего несколько дней. Подготовка была, конечно, недостаточна. И поручили поджигать те деревни, в которых находились немцы.
Отношение, конечно, к человеческим жизням было очень халатным. Я бы так сказал, что жизнь солдата порою ценилась меньше, чем потерянная винтовка.
К 1943 году пришлось уже призывать тех людей, которые вообще были негодны к службе. Это говорит о том, что подход был неправильным. Потом его резко меняют. И сбережение солдатских и офицерских жизней становится приоритетом. Но это было потом.
А вначале как раз привело к тому, что молодых ребят неподготовленных направили для проведения диверсионных акций.
Хотя, конечно, путь неправильный. Почему? Потому что сжигались дома крестьян, фактически мы свое население толкали на сторону немцев… И они становились полицаями.
Как раз от таких полицаев Зоя и пострадала. Она часть задания выполнила все же.
Меня что поражает. Вот эти ребята 18-19 лет. Там вначале группа попала в засаду. Несколько человек поймали, часть группы рассеялась, потом собралась, продолжили выполнение задания. Потом опять часть группы попадает в плен…, и никто никого не сдает.
Мне приходилось беседовать в 90-е годы с ветеранами. И я спрашивал: "Сталин, пропаганда, боялись". "Нет, — говорят, — ничего этого не боялись. Мы верили в светлое будущее. Мы верили в то, что мы его построим. И мы видели, что у нас получается. И поэтому мы погибали только за идею и шли воевать за идею, работали сутками за идею, голодали за идею..."
В это же верила и Зоя Космодемьянская. А подвиг… Здесь опять же пытаются перенести подвиг с момента поджога. Поджог — это не подвиг. А подвиг — то, как она вела себя, когда ее пытали и во время казни. Вот это подвиг был.
И такой подвиг, я еще раз хочу повториться, многие мужчины-либералы и демократы не способны совершить, и они это понимают. И вот это их малодушие ведет к тому, что Зою просто обливают грязью.