В Сербии министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский, выступая на презентации недавно вышедшей своей книги на сербском языке, посетовал на незнание большей частью молодежи истории России.
Владимир Мединский огорчен, что в основном молодые люди черпают информацию об истории страны из компьютерных игр, иностранных кинолент и статей в интернете. По его словам, за последние 20 лет уже выросло поколение, уровень информированности которого в этой теме можно назвать превратным.
Как часто на протяжении, наверное, лет сорока, а то и больше, менялась историческая концепция, посчитать даже и не представляется возможным.
Классическое колебание в унисон с "линией партии" длится веками. В этом контексте, как можно сетовать на переписывание истории той же Второй мировой войны, когда сами же, своими руками, нередко занимаемся этим неприличным занятием?
Как молодому гражданину России воспринимать памятник атаману Краснову в России, который гордо носил форму СС во время Великой Отечественной войны? Только - как в качестве той самой героизации нацизма, с которой, вроде бы, и борются на всех политических уровнях в русском государстве.
Если взрослым порой трудно уловить, как оно было на самом деле, то чего ждать от юного поколения, которое выросло без советских фильтров, позволяющих делать выводы с учетом чтения между строк и составления общей картины по обрывкам сообщений?
Трудно создать фундаментальную и непредвзятую основу представления о собственной истории? Не трудно. Было бы желание всерьез этим заняться. Если история — это все-таки наука, а не собрание сочинений вольных авторов, то, как и в физике или химии, возможна логичная и сбалансированная концепция.
Нужна системная и вдумчивая работа, а не усилия по получению сиюминутной выгоды и порций пиара некоторыми политиками, в том числе и высокопоставленными чиновниками со шлейфом скандалов по поводу их вклада как в отечественную культуру, так и в историческую науку.
Впечатления об уровне исторических знаний молодежи министр культуры России сформулировал во время своей работы в комиссии правительства по истории Второй мировой войны. Конечно, с ним трудно не согласиться в некоторых его оценках.
Когда же Владимир Мединский кивает на зарубежное кино и сомнительный исторический контент в интернете, логично поинтересоваться у министра культуры, а где они - интересные и увлекательные российские сайты? Где компьютерные игры? Где альтернатива? Где русское кино, которое бы захватывало массовую аудиторию?
Да, есть немало современных фильмов в стиле фэнтези. И про перемещение героев кино из настоящего во времена Великой Отечественной, и фантазии на тему танка Т-34 в типично голливудском формате. Но где картины уровня кинолент "Судьба человека" по Шолохову и "Живые и мертвые" по Симонову?
Досадно, что так и не экранизировали всю эту трилогию Константина Симонова. Это достаточно жесткое произведение о Великой Отечественной и в тоже время светлое, живое и дающее надежду. Вот она — крепкая литературная основа для русского кино, а не кинокомиксы о Сталинградской битве.
Безусловно, жанр фэнтези имеет полное право на существование как художественная форма. Фильм по комиксам про "Капитана Америка" смотрится вполне прилично и даже корректно в общем гуманитарном посыле картины. Но реальной истории там ни на грамм.
Отчего бы не снять захватывающее кино о русском солдате Глебе Плаксине? Талантливый музыкант, боец французского Сопротивления, награжденный в том числе военными орденами и медалями СССР, США и Франции, заслуженный артист России, снявшийся во многих фильмах. Человек, знавший как свой родной многие европейские языки, интеллигентный и глубоко порядочный человек, которого я имел честь лично знать.
Его реальная биография круче любых вымышленных приключений Индианы Джонса и Джеймса Бонда вместе взятых. Представьте — русский, который воевал в американской армии во время Второй мировой войны в штурмовом отряде "Дельта". Том самом, о котором то и дело снимают кино в Голливуде. Вот он - самый что ни на есть настоящий и родной "Капитан Россия"!
Если сейчас мы говорим об истории в привязке к культуре, то кино на тему той же Второй мировой все-таки должно не только захватывать сюжетом, но и приносить пользу, обогащая зрителя знаниями. Чтобы человек, посмотревший фильм, продолжил изучение темы и открыл для себя много больше в том или ином событии, нежели до него донесли авторы картины.
Вот министр и написал книгу "Война. Мифы СССР. 1939-1945", чтобы молодёжь приобщилась к истине.
Очевидная истина на текущий момент только в том, что советский народ с любовью к Родине неимоверными усилиями и жертвами одолел сильнейшего врага — эдакий "Евросоюз" времен Третьего Рейха. С этой темой и стоит работать, перерабатывая сухую хронологию в эмоционально наполненные художественные формы с использованием современных кинематографических технологий.
Владимир Мединский, говоря об исторической подкованности молодых, констатировал, что "они либо ничего не знают, либо у них голова забита всякой чушью".
По теме головы, забитой чушью, отчего-то сразу вспоминается открытая министром культуры России в Санкт-Петербурге мемориальная доска финскому маршалу Карлу Густаву Маннергейму.
Установить памятник командующему финской армии, которая наравне с немецкими войсками обеспечивала блокаду Ленинграда, — сильная заявка на адекватное восприятие истории.
Мое поколение ещё имело возможность общаться непосредственно с ветеранами Великой Отечественной. Нынешние молодые, конечно же, черпают всё из интернета и кино в условиях, когда даже в школьных учебниках не наблюдается согласия в изложении тех или иных исторических событий.
На мой взгляд, чрезвычайно важно помочь молодым режиссерам и сценаристам получить из каких-либо архивов интересные и реальные сюжеты.
Тогда можно было бы и обойтись без неуместных выдумок скандального уровня, и погрузить зрителя в глубину, противоречивость и масштабность истории России.
Источник фото: Commons RIA Novosti
Читайте также: