Интернет-контролеры могут сами стать экстремистами

В статье 282 УК РФ государство определило свою реакцию на возбуждение ненависти, вражды и унижение человеческого достоинства. При субъективных оценках по этой статье можно отправить с кайлом и лопатой на ударные стройки импортозамещения большую часть пользователей Рунета.

Статья в Уголовном кодексе позволила правоохранительным органам наказывать граждан за лайки и репосты. Причем никто не разбирается, поддался ли пользователь сети стадному чувству, выступил ли он по глупости, следуя модному тренду, или сделал это намеренно. Важно и понять, был ли в принципе этот самый экстремизм.

Статистика Генеральной прокуратуры России говорит о том, что большая часть заведенных уголовных дел по статье приходится на публикации в интернете. В 2017 году на долю Всемирной паутины пришлось 75 процентов от их общего количества.

Экстремизм — это приверженность крайним взглядам и методам их реализации. К этому явлению относятся и терроризм, и провокации уличных беспорядков, и призывы к физическому насилию в отношении тех или иных лиц. Разумеется, с этим надо бороться. Хотелось бы, чтобы без усердия по выполнению плана и поиску передовиков "производства".

Да, безусловно, в тех же социальных сетях встречаются запредельные по мировоззрению граждане, причем на разных полюсах общественного мнения. Радикальные бойцы сетевого фронта одинаковы в своих проявлениях и отличаются друг от друга лишь идеологией или чистым маркетингом.

Нередко в творческом порыве такие люди перегибают палку в усилиях по увеличению популярности своего аккаунта в социальной сети и вполне могут попасть под действие вышеупомянутой статьи. Экстремист ли такой сетевой провокатор и болтун, который кроме как в росте возможностей для монетизации своей деятельности ни в чем ужасном не заинтересован, — вопрос.

Этим вопросом задаются и сотрудники правоохранительных органов, когда пытаются по каким-либо известным только им признакам выявить эти самые — "возбуждение ненависти и унижение человеческого достоинства".

Один блогер из Владивостока опубликовал на своей странице фото местного подполковника МВД. Правоохранитель красуется на нем в фашистской каске с символикой вермахта. Полицейский заявил, что это фотомонтаж, хотя независимая и судебная экспертизы не выявили признаков редактуры изображения.

Этот самый блогер-антифашист утверждал, ссылаясь на письма в свой адрес от сослуживцев офицера, что подполковник и на стрельбище надевает эту каску, когда совершенствует свои профессиональные навыки.

В итоге блогера крепко оштрафовали, хотя, по идее, статья 282 УК РФ, должна была его защитить от "возбуждения ненависти", исходившей от полицейского в образе фашиста. Парадокс, но таковы особенности борьбы с экстремизмом.

С другой стороны, полицейский ни к чему ужасному не призывал. Вот такое у него некорректное для нашей страны увлечение. Стоит заметить, что в России множество сообществ, которые занимаются так называемой исторической реконструкцией.

Кто тогда подполковник — экстремист или исторический реконструктор? Ведь целые батальоны, переодетые в форму немецкой армии сороковых годов прошлого века, бегают по полям страны, играя в "войнушку".

В контексте экстремизма можно рассматривать и кадры с блистательным французским комиком Луи де Фюнесом в немецкой каске из фильма "Большая прогулка". За публикацию фото Вячеслава Тихонова в нацистской форме из "Семнадцати мгновений весны" тоже можно легко пойти по 282-й статье.

Нередки случаи, когда под пресс борьбы с экстремизмом попадают и школьники, которые размещают в социальных сетях фото времен Великой Отечественной войны, на которых присутствует свастика.

Девушка опубликовала фото своего родного города времен фашистской оккупации — "Пропаганда нацизма!" У барышни проблемы. Проблемы, конечно, не уровня нью-йоркских пожарных в 2001 году, но для молодого гражданина, только входящего во взрослую жизнь, — очень чувствительные. Именно в этот самый момент и формируется отношение человека к своему государству.

Причислить ли фото советских офицеров, бросающих на кремлевскую брусчатку нацистские штандарты во время Парада Победы 1945 года, к экстремизму или все-таки это документальное свидетельство славной страницы истории нашей Родины?

А фото со свидетельствами преступлений нацистов и их пособников во время Великой Отечественной войны в контексте протеста против их героизации — это тоже экстремизм?

Полагаю, что важным шагом к обретению согласия между законом и здравомыслием стали поправки в статью 282 УК РФ, которые позволят избежать уголовного преследования гражданам, впервые нарушивших закон, при условии, что их действие "не представляло серьезной угрозы для основ конституционного строя и безопасности государства". Но это, на мой взгляд, только косметический ремонт.

Провоцировать уличные беспорядки призывами в социальных сетях, вместо организации санкционированных властями общественных мероприятий с учетом всех нюансов в плане безопасности граждан, — экстремизм.

Призывы публично есть мясо назло радикальным веганам — тоже вроде бы экстремизм и унижение человеческого достоинства. Я даже бы сказал, что это оскорбление чувств верующих в редиску и сельдерей животворящий. А ответ держать, по идее, придется и в первом, и во втором случае.

Если невнятны критерии, филологическая компетенция контролера — в восприятии постов и комментариев в социальных сетях ощущениями, а не дословно и в привязке к контексту, то трудно назвать существующую борьбу с экстремизмом эффективной. Не выглядит этот процесс и законодательно отрегулированным и, что немаловажно для менталитета России, справедливым.

Эксперт уровня революционного матроса, который даже не в курсе приверженцем какого из интернационалов был товарищ Ленин, но взявшего на себя ответственность определять, кто "контра", а кто нет, может стать полноценным экстремистом, разжигающим ненависть к своему собственному государству.

Читайте также:

Покайся и заплати: россиян перестанут сажать за репосты

Как при Сталине: россияне начинают писать доносы друг на друга