Эпоха "Зимней вишни": почему в СССР такого не было

При пожаре в кемеровском торговом центре "Зимняя вишня" погибли десятки людей, еще десятки числятся пропавшими — их тела могут находиться под завалами рухнувших обугленных конструкций.

Пожарная сигнализация не сработала, выходы были перекрыты, охрана и другой персонал мешали людям спасаться, не давая пройти или гоняя обезумевших от страха детей от одной запертой двери к другой. Кто должен был делать свою работу, чтобы люди не задыхались в дыму, не сгорали в этих развлекательных заведениях, чтобы дети не прыгали, ломая кости, из окон третьего этажа? Кто заплатит за случившееся — не рублем, а так, чтобы впредь было неповадно?

С этими вопросами "Правда.Ру" обратилась к заместителю председателя думского Комитета по безопасности и противодействию коррупции Анатолию Выборному.

В чем причина всех подобных трагедий и какие выводы будут сделаны в этот раз?

— На мой взгляд, здесь главная причина в том, что когда идет процесс строительства, то за счет экономии пытаются все, что можно, сделать как можно дешевле, но чтобы суть осталась сутью. Материалы, из которых строятся торговые комплексы, кинотеатры, торговые ряды, детские площадки, не должны быть легковоспламенимыми. И даже если произошло возгорание — то тут же должны сработать пожарная сигнализация и система пожаротушения. Но ни одного, ни другого мы здесь (по крайней мере, по той информации, которую имеем) не увидели.

Все-таки сигнал поступил в пожарную охрану.

— Но с момента получения сигнала до прибытия пожарной команды все равно проходит 20-30 минут, час — я не знаю, сколько. За это время должна сработать автоматическая система пожаротушения. И еще там, где находятся дети, должны быть взрослые. Дети не должны оставаться без присмотра достаточного количества обученных людей, которые понимают, что необходимо сделать для того, чтобы обезопасить детей. Я сомневаюсь, что все работники торгового центра понимали, где находится пожарный выход, чтобы минимизировать количество пострадавших и эвакуировать людей максимально эффективно в короткий период времени.

Все это, к сожалению, еще один повод задуматься над тем, чтобы вопросы обеспечения безопасности были на высоком уровне.

Когда мы говорим "обеспечить безопасность объектов здравоохранения, дошкольных и школьных учреждений, объектов образования" — то мы понимаем, что это пост охраны, это профессиональные частные охранники, у которых есть пульт управления, куда поступает сигнал, где видеокамеры выводятся на мониторы, и они видят, что происходит, и четко знают, что необходимо делать в той или иной ситуации. И количество частных охранников на объекте образования зависит от количества посетителей. Но это на объектах в Москве, благодаря тем профессиональным стандартам, которые утверждены министерствами.

Вы предлагаете обеспечивать безопасность в кинотеатрах и других подобных общественных местах по аналогичным стандартам?

— Конечно. Нужна система обеспечения безопасности с профессиональными работниками, система пожаротушения, пожарная охранная сигнализация — они должны работать как часы, потому что это безопасность людей.

Но в данном случае сотрудники ТЦ "Зимняя вишня" не просто проявили непрофессионализм — они, как рассказывают очевидцы, мешали людям спасаться самим и вытаскивать из горящих залов оставшихся без присмотра детей. Будет ли ставиться вопрос об этом при расследовании дела?

— Конечно, будет. В советское время были ориентированы на то, чтобы соблюдать правила пожарной безопасности. Вы вспомните: кинотеатр был только на первом этаже, и всегда выходы и в одну и в другую стороны, и не дай Бог, произошло возгорание или другая неординарная ситуация — тут же у каждой двери стоят работники кинотеатра и мгновенно открываются двери.

Причем сразу на улицу...

— Да, и сразу, когда заканчивается кинофильм, тут же открываются двери и справа, и слева, и не по одной двери, а две-три, и люди выходят без суеты, без паники, быстро покидают зал. А сегодня кинотеатры на втором, третьем, четвертом, пятом и так далее этажах.

Но ведь нельзя ликвидировать кинотеатры и построить новые, с такими выходами, как были раньше…

— Требования сейчас, по всей видимости, нужно будет пересматривать. Если мы уже оставляем кинозал на втором или третьем этаже, то, по крайней мере, мы должны подумать о том, как эвакуировать людей в достаточно короткий период времени и максимально обезопасить от возможных последствий. Надо проверять, насколько легко воспламеняются материалы, используемые при строительстве.

Но человеческий фактор никто не отменял. Сегодня один придет и скажет, что все нормально, а другой придет и скажет: вы знаете, вот по этим основаниям здесь ничего не соответствует...

Если будут выявлены факты использования недопустимых строительных материалов, кто понесет ответственность — и понесет ли?

— Я думаю, что здесь должны стоять вопросы перед теми, кто принимал данные объекты (в том числе на предмет противопожарной безопасности), кто занимался строительством данных объектов, ведь они прекрасно понимают, какие материалы допустимы при оборудовании и строительстве таких объектов.

Все равно мы людей не вернем, это самое страшное… Даже тяжело представить, какие последствия наступили.

Но в этой ситуации нельзя стоять на месте. Мы должны повышать требования к обеспечению безопасности — не только нормативно-правовыми актами, но и личной персональной ответственностью тех лиц, которые занимаются оформлением и приемкой объектов.

Не получится ли так, что ответственные за кемеровскую трагедию уйдут от ответа?

— Кажется, публичность, которая сегодня есть, благодаря прежде всего СМИ и повышенному вниманию к таким вещам, способствует тому, чтобы институт неотвратимости наказания работал как часы. А то, что мы сейчас имеем, — это как раз следствие того, что многие считали: да ладно, как-нибудь пронесет, и ничего не будет.

Да не бывает так. Рано или поздно все равно что-то произойдет. Попустительство с чьей-либо стороны приводит к таким последствиям, поэтому институт неотвратимости наказаний в этой ситуации должен работать как часы, и если все будут знать, что ты нарушил — и ты понесешь за это ответственность, то, поверьте, таких нарушений стало бы гораздо меньше.

Когда можно ожидать результатов расследования?

— Уголовное дело возбуждено, следствие ведется, нужны экспертизы… Я думаю, что в ближайший месяц-два мы должны уже получить какие-то выводы экспертов — и будут понятны, куда идет следствие и круг лиц, который попадает под ответственность.

Беседовала Оксана Орловская

К публикации подготовила Ольга Лазарева

Читайте также:

"Дети прощались, пожарные кричали"

"Возможно, прощайте!": число жертв в Кемерове выросло

Трагедия в Кемерове: при пожаре погибли десятки человек