Дизайнер Анна Кипер: как терроризм влияет на моду

Что диктует нам мода в нынешнем весенне-летнем сезоне и чем определяются модные тенденции в целом, "Правде.Ру" рассказала признанный фэшн-эксперт, известный дизайнер и профессор Нью-Йоркского института моды Анна Кипер.

Анна Кипер приехала из Москвы в Нью-Йорк в 1988 году, за 30 лет работы в модной индустрии она стала одним из ведущих специалистов в мире.

— Для кого вы создавали образы?

— Всех перечислить очень сложно, но основные имена, которые знают ваши читатели, назову. Я придумывала образы для многих известных актрис — Джейн Фонды, Николь Кидман, Бейонсе, Хэлли Берри, Шэрон Стоун, Дайаны Китон, Бетт Мидлер, Алиши Киз, Наоми Уотс и Киры Чаплин, внучки легендарного Чарли Чаплина.

Я создавала концертные наряды для жены Роберта Де Ниро — Грейс. В знак благодарности она неоднократно приглашала меня на свои выступления. А голливудские актрисы носят мои идеи в обычной жизни и демонстрируют публике во время вручения "Оскара".

— Создание одежды — это прибыльный бизнес? Мода приносит баснословные доходы?

— Чтобы получить, как вы говорите, баснословный доход, во-первых, нужно найти свою нишу и сказать свое слово в индустрии моды. Не только создать неповторимое "лицо", но и попытаться соблюсти баланс между коммерцией и творчеством. А это трудно, потому что в мире существуют монополии, такие как Кельвин Кляйн и Ральф Лорен, с которыми невозможно состязаться, так как они не перестают себя бесконечно рекламировать. Чтобы ваши коллекции продавались на рынке, нужно, чтобы кто-то о вашем бизнесе писал, нужно быть постоянно на слуху и напоминать публике о себе.

В моде, как нигде в другой области, хорошо использовать элемент эпатажа, поэтому многие дизайнеры пытаются одевать звезд шоу-бизнеса, актрис, известных спортсменов. На мой взгляд, мода сегодня как никогда завязана на популярных образах, и многие начинающие дизайнеры пробились наверх только после того, как смогли создать одежду для медийных личностей. Стоит продемонстрировать ваш наряд на церемонии вручения "Оскара" — и о вас начнут говорить. Но сделать это очень непросто.

Один мой знакомый дизайнер пытался раскрутиться через Мадонну, он много лет посылал певице свои иллюстрации и наряды, и однажды она все-таки вышла в свет в туалете, сделанном по его эскизу, но имя молодого таланта так и осталось неизвестным.

Иногда случается и по-другому: к примеру, никому не известный молодой модельер Нарцисо Родригез (Narciso Rodriguez) моментально стал знаменит, отшив свадебное платье Кэролин Бессетт (Carolyn Bessette) — невесте Джона Кеннеди-младшего.

Но тем не менее основные прибыли дизайнеры получают не на своих специализированных линиях и коллекциях (они им нужны для того, чтобы делать саморекламу), а на коммерческом товаре — духах, одеколонах, ремнях, обуви, сумочках, белье, купальниках, очках. Кельвин Кляйн даже выпускает посуду и постельное белье. Это называется брендингом: то есть не сама компания Calvin Klein разрабатывает все эти коммерческие товары, а другие менее известные компании получают право (licence) на производство под творческим контролем знаменитого дизайнера.

Благодаря этой модели бизнеса из небольших дизайнерских домов моды превратились в прекрасно финансируемых гигантов индустрии и Armani, и Gucci, и Louis Vuitton. Самое интересное, что в конце 1990-х, когда я работала дизайнером и иллюстратором для Calvin Klein, мне часто приходилось пересекаться на деловых встречах с гениальной итальянкой Габриеллой Фортэ (Gabriella Forte). Именно она помогла Армани и Кляйну запустить машину брендинга. Сейчас она руководит похожим процессом в David Yurman.

К примеру, дорогие эксклюзивные пальто за $7000 могут продаваться всего лишь по несколько штук в сезон, но перечисленные выше коммерческие изделия разойдутся миллионными партиями.

Есть другой вариант вывести свой товар на более высокий уровень: компании со средствами, но без большого имени в сфере моды начинают сотрудничать с известными личностями — такими как Майкл Джордан, Пэрис Хилтон, Виктория Бекхэм, Джессика Симпсон, — помогая им создать собственную линию одежды. Это тоже приносит приличные деньги.

— Многие специалисты пытаются предугадать, что именно сегодня влияет на моду и в какую сторону она продолжит развиваться. Каково ваше мнение?

— Большие компании, которые создают тренды, реже и реже нанимают экспертов из фэшн-индустрии, теперь они обращаются к известным социологам, психологам, инженерам и даже антрополога, чтобы понять, как развивается человечество. Они интервьюируют представителей разных культур, чтобы получить сведения, что будет дальше с нашим миром. Нужно быть в курсе всех более-менее известных социальных, экономических и политических событий, чтобы понять, как будет развиваться мода в дальнейшем.

Сейчас самая насущная проблема — терроризм, и мне кажется, что именно это повлияет на моду в ближайшую пару лет. Страх и желание защититься от террора, связанного с конфликтами на Ближнем Востоке, вероятно, повернет моду в сторону более практичной одежды, где будет прослеживаться уход от вычурности. Возможно возвращение к утилитарному стилю милитари. Дизайнеры сфокусируются на удобных, нейтральных и функциональных вещах, которые будут давать чувство защищенности, возможность избежать трагедии, спрятаться, слиться с окружающей обстановкой. Люди не хотят носить вызывающие наряды и становиться живой мишенью — мне кажется, что этот мотив будет прослеживаться в моде, и одежда станет нести функцию временного укрытия и комфорта.

Но в моде обычно не одна и не две тенденции. Наверняка экономический спад в России, в Китае, в Америке повлияет в обратную сторону. Существует мнение экспертов, что мода повернется к миру иллюзий, в котором все захотят забыться с помощью одежды. Скорее всего, в наш обиход войдет что-то фантастическое, сказочное, нереальное, которое поможет не думать о происходящем в мире. Как бы то ни было, мода не стоит на месте и реагирует на любые изменения в обществе.

Я предполагаю, что еще больше будут востребованы многофункциональные вещи, которые трансформируются из одного изделия в другое. Например, рюкзак, который в момент необходимости с помощью небольших манипуляций легко может стать курткой или плащом. Под воздействием этой тенденции претерпят изменения материалы, из которых создается одежда. Поэтому благодаря интенсивному развитию технологий появилась возможность получить ткани, свойства которых еще вчера казались фантастическими.

— А что такого фантастического в этих материалах?

— Так как придумать новый образ с каждым десятилетием становится все сложнее и сложнее, современная мода, как я уже сказала, начала развиваться через новые текстильные технологии. За последние десятилетия учеными разных стран разработаны так называемые умные ткани, обладающие искусственным интеллектом.

Эти материалы имеют уникальные способности перевоплощаться в зависимости от самочувствия человека. Микродатчики, вживленные в полотно, считывают сердцебиение, давление, умеют распознавать недомогание и кризис в человеческом организме. Полезные технологии позволяют выпускать материалы с микроинкапсуляцией — это когда в ткани внедряются микрокапсулы с полезными веществами, обладающие способностями впитывать пот, увлажнять кожу, залечивать кожные заболевания, например, псориаз. Есть ткани, в которых содержатся микроскопические капсулы, не позволяющие коже сгореть на солнце, что очень важно для стран с жарким климатом. Ткани, вытаскивающие из кожи токсины, обезвреживающие организм. Ткани, преломляющие свет для высоких морозов — очень полезное свойство, например, для жителей Сибири (они же, впитывая солнечную энергию, превращают ее в тепло, а затем выделяют). Есть ткани, защищающие владельцев от вирусов, бактерий и вредных примесей, снабженные антиаллергенной или репеллентной защитой. Существуют даже специальные плазмовые покрытия, нанесенные на поверхность одежды и выступающие в роли своеобразного экрана, на который можно по беспроводной связи проецировать изображения с вашего смартфона. Так ваша одежда может нести в мир любую контролируемою вами визуальную информацию.

Фантастические характеристики тканей на этом не заканчиваются. Сегодня многие производители одежды имеют целые исследовательские центры и лаборатории по изучению свойств тканей и влияния на человеческий организм. Наиболее известные — Nike, Adidas, Reebok, Salewa, Columbia, McKinley, Arena. Одна из крупнейших в мире американская химическая компания — Dupont.

— Одежда из этой ткани будет продаваться в обычных магазинах?

— Высокотехнологичная ткань, которая изначально создавалась для космонавтов и военных, сегодня уже вовсю применяется спортсменами, альпинистами, рыбаками, туристами, пожарными, спасателями, инженерами, химиками. Но одна из основных тенденций моды — это нанотехнологии для массового применения. Довольно скоро модные наряды из наноматериалов можно будет купить в любом магазине.

— Какое будущее ждет дизайнеров, создающих модели на 3D-принтерах?

— Это также абсолютно новое направление в моде — создание одежды и аксессуаров посредством компьютерных технологий. Существуют компании IrisVanHerpen (Голландия) или Threeasfour (USA), где в основном все украшения, сумочки, корсеты, платья и даже обувь создаются благодаря специальной программе в компьютере. Эти модные предметы состоят из мелких кусочков пластика, соединенных вместе, — и когда смотришь, например, на платье оно словно движется и кажется живым.

Изделия уже продаются в некоторых магазинах Америки и Европы, и с гордостью могу сказать, что у меня в университете есть ученики, которые занимаются 3D-принтингом. Они специализируются на интересных фасонах, которые заняли призы на специализированных 3D-выставках. Эти неординарные вещи пользуются большим спросом у звезд — например, для Диты Фон Тиз (Dita Von Teese) американский дизайнер Michael Schmidt разработал и напечатал на заказ длинное платье из пластиковой паутинки. Массовое производство принтинг-одежды пока остается мечтой будущего, так как нет еще большого спроса, но в Нью-Йорке иногда можно встретить людей с аксессуарами, сумками и прочими вещами, сделанными подобным образом.

— Одно из ваших направлений деятельности — это создание новой коллекции из старых вещей. Как это?

— Мы стараемся идти в ногу со временем, одобряя и поддерживая работу всемирной организации по спасению и защите природы "Гринпис". Совместно с известным дизайнером Мaгги Норрис, которая в свое время работала у Ральфа Лорена, мы придумали креативное дизайнерское шоу, основанное на переделанных старых вещах. Цель этого показа — донести до общества мысль о том, что в силах каждого человека сделать так, чтобы на нашей планете было как можно меньше отходов.

За основу коллекции взяли старые вещи — старинные китайские вручную расшитые скатерти, купленные на распродажах в Париже, вышедшие из употребления дамские сумочки, которые носили модницы прошлого века. Обновленная и оживленная одежда и обувь, тоннами скапливающаяся у каждого покупателя в шкафах, стала основой для грандиозного шоу, которое мы провели в Нью-Йорке. В показе не было ничего нового, мы дали заново жизнь старым вещам. Тенденция — освободить планету от лишних вещей, весьма актуальна в последнее время.