В интернете и за его пределами разразилась настоящая эпидемия обвинений и признаний в "сексуальных домогательствах" к женщинам: этот термин обозначает проблему, которая существует столетиями и, несмотря на прогресс и эмансипацию, не претерпела особых изменений с годами - а также, судя по всему, вряд ли исчезнет в светлом будущем. "Женщин всегда унижали и будут унижать на работе, где они зависимы от боссов-мужчин", - пишет New York Times.
Американская газета возводит массовые обвинения в харассменте (в отношении голливудского продюсера Харви Вайнштейна и других киношников, вплоть до ныне покойного "мастера саспенса" Альфреда Хичкока, удостоившегося нелестных откровений 87-летней бабки актрисы Дакоты Джонсон, и Ларса фон Триера, которого обвинила в приставаниях певица Бьорк) к "эпохе Трампа". Напомним, прошлым летом политик крайне неосмотрительно заявил Fox News, что ему доводилось хватать красивых женщин за причинные места, и он этим вполне себе гордится.
Кстати, младшего брата Харви Вайнштейна Боба, оставшегося работать в "семейной" The Weinstein Company после отставки оскандалившегося продюсера, тоже не миновала чаша сия: сотрудница компании Аманда Сигель (сценарист и продюсер свежего сериала "Мгла" по одноименному роману Стивена Кинга) рассказала, что он настойчиво зазывал ее на приватные трапезы и прозрачно намекал на более тесное общение, нежели у них было в профессиональных рамках.
Когда Трампа спросили, как бы он отреагировал на новость о том, что к его дочери Иванке домогался кто-то из мужчин на работе, президент США ответил: "Мне хотелось бы верить, что она сможет сменить карьеру или компанию, если так случится". "Вряд ли администрация нынешнего президента сможет внести какой-то вклад в борьбу с харассментом", - констатирует NYT.
Сам термин "сексуальное домогательство" ведет свою историю из середины 1970-х годов - из курса "Женщины и работа", который писательница Лин Фарли читала в Корнеллском университете. "Я понимала, что нужен термин, и "сексуальное домогательство" было самым удачным вариантом, который пришел мне на ум", - рассказывает она. Выражение запало в массовое сознание.
В 1991 году произошел беспрецедентный для США случай: адвокат и академик Анита Хилл выступила перед сенатским комитетом, состоящим из одних мужчин, с обвинениями в адрес судьи Кларенса Томаса, кандидатуру которого выдвигали в Верховный суд страны. Женщина заявила, что подвергалась сексуальным домогательствам со стороны Томаса, когда тот являлся ее боссом на двух рабочих местах - в Департаменте образования и Комиссии по равным возможностям в сфере занятости. Судья всё отрицал и в итоге вошел в состав Верховного суда.
Четверть века спустя сотрудница Fox News Гретхен Карлсон подала иск против своего босса Роджера Айлеса, обвинив его в принуждении к сексу. Тот отвергал обвинения, но материнская компания "XXI Century Fox" выплатила женщине 20 млн долларов.
Между тем, согласно собранной в США статистике, журналистика, киноиндустрия, гламур - это не те отрасли, где сексуальные домогательства особенно распространены: куда больше их происходит (и куда меньше фиксируется) в сферах с низким уровнем дохода сотрудниц женского пола, типа общепита или строительства. "Официантки, бармены или женщины на стройплощадке вынуждены буквально отбиваться от приставаний мужчин, распускающих руки", - пишет New York Times.
Комиссия по обеспечению равных возможностей в сфере занятости получает 12 тысяч заявлений о притеснении по половому признаку ежегодно - и 83% из них поступают от женщин. Это лишь верхушка айсберга, потому что в большинстве случаев сотрудницы опасаются или стыдятся сообщать о приставаниях коллег и боссов. По мнению экспертов, три из четверых человек, подвергшихся домогательствам, не решаются о них рассказать. В частности, замалчивание широко распространено среди матерей-одиночек, для которых работа - средство выживания. Кроме того, многие работодатели включают в трудовой договор пункт о неразглашении, про который сотрудники думают, что он действует и в случае харассмента.