Стоит ли родителям ориентироваться на рейтинги школ — Олег СМОЛИН

Департамент образования Москвы опубликовал рейтинг лучших школ столицы. Первое место в рейтинге 292 лучших школ в этом году занял лицей Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики". На втором месте — лицей №1535, который долгое время занимал первую строчку. "Правда.Ру" попросила прокомментировать эти результаты Олега Смолина, первого заместителя председателя комитета Государственной думы по образованию.

— Насколько сегодня можно доверять школьным рейтингам?

— Доверять или нет школьным рейтингам — это зависит от того, какое будущее родители хотят для своих детей. Если они хотят, чтобы дети успешно поступали в вузы, наверное, рейтингам школ можно верить. Если родители стремятся, чтобы их дети стали достойными гражданами и всесторонне развитыми людьми, то необходимо смотреть на другие критерии. Дело в том, что рейтинги школ измеряются преимущественно по результатам ЕГЭ и олимпиад.

То есть в лучшем случае они выявляют степень обученности детей. Но не всегда они учитывают степень развития творческих способностей. Что же касается воспитания, то рейтинги школ его никак не отражают. Между тем, в российской педагогической философской традиции было принято считать, что воспитание важнее обучения. Недавно об этом говорил, кстати, и президент страны Владимир Путин, после чего он был подвергнут критике в либеральных СМИ. Однако в данном случае президент лишь продолжал российскую традицию.

Напомню несколько цитат. Виссарион Белинский: "Есть много родов образования, но выше их всех стоит образование нравственное". Василий Сухомлинский, выдающийся советский педагог: "Человек может постичь тайны мироздания, но если он не научится любить, он был и останется дикарем, а образованный дикарь намного хуже необразованного". И наконец, возможно, самый выдающийся из названных — Дмитрий Менделеев, великий химик, говорил: "Обучение без воспитания — меч в руках сумасшедшего".

Поэтому, с моей точки зрения, рейтинги — это материал, который можно использовать. Но не нужно думать, что если вы отдали своего ребенка в школу с высоким рейтингом, то именно в этой школе ему будет лучше, чем в другой. Я знаю немало школ, в том числе небольших, где дают вполне качественные знания и при этом заботятся о многостороннем развитии личности ребенка. Поэтому есть вторая формула: "Не сотвори себе кумира". Я бы ее перефразировал: "Не сотвори себе кумира из рейтинга".

— Как можно изменить подход к составлению рейтингов, чтобы учесть все нюансы образования и воспитания подрастающего поколения?

— Я думаю, что должны быть разные рейтинги. Есть рейтинг обученности. Наверняка можно выстроить некий рейтинг "школ здоровья". Наверняка можно выстроить рейтинги школ, которые обеспечивают детям психологический комфорт и многостороннее развитие личности.

То есть может быть несколько разных рейтингов, ориентируясь на которые родители могут выбирать ребенку школу, в зависимости от того, что они для него хотят. Современные рейтинги школ ориентируются исключительно на успех. Но успех далеко не всегда гарантирует человеку счастье. Поэтому школа должна быть не только территорией успеха, но прежде всего территорией счастья.

— Должны ли критерии оценки школ быть универсальными? И кто их будет устанавливать?

— Да, критерии должны быть едиными по России, но только я бы десять раз спросил педагогов и родителей, какие это должны быть критерии? Если критерии устанавливают чиновники, критерии неизбежно будут ориентироваться на формальные показатели. А формализм убивает воспитание, а значит, и образование в целом. Критерии должны быть сформулированы образовательным сообществом в широком смысле этого слова, включая педагогов, родителей, старшеклассников и студентов.

Беседовала Лада КОРОТУН